Сибирские огни, 1934, № 4
«Наладить в редакциях серьезную и тщя- роших критических статей, мы вправе ожи- тельную редакционную работу>, так как дать серьезной работы и в области борьбы от Ник. Надымова, давшего несколько хо- за качество литературного языка. III. Очерк 1 Проф. О. Ю. Шмидт, покровитель очер кистов, в предисловии к книге Улина «Нэн» писал: «Важно иметь наряду с очеркистской литературой и подлинно художественные произведения. Раман' Улина ,«Нэн» — один из первых осуществляет эту задачу». В этом «подлинна художеств анном» 'Произ ведении, между прочим, чукчи говорят, как герои ложаюнкласоичесюих пьес: «О, вы вое окаро увидите, каким великим станет Аттек! Мое слово поднимется выцхе моей руки! Слово пригонит ко мне и оле ней тундры, и песцов! Слово приведет к те бе сказочника Ангоиаута... Я сказал!» ш т. д. Таким образом, по мнению шроф. Шмидта и, вообще, по очень распространенному мнению, есть (два аорта литературы: по длинно художественная литература и (вто рой сорт) — очеркистская. Этот взгляд, ко нечно, не часто выражается с такой непос редственностью, с какой его выразил т. Шмидт, но взгляд этот очень рашострамет Внешнее 'внимание к очерку, которое демон стрирует наше всесоюзное совещание и ус пех многих очерковых книг еще не может считаться прочно завоеванным признанием очерка. Напротив, очерк часто проживает по подложному паспорту. «Цусима» — одно из лучших произведений советской литературы. «Цусима» несомненно очерк. iHo иа данном совещании никто даже не (упомянул этого выдающегося явл)ения (очерковой литерату ры, словно боясь его скомпрометировать. Автор «Цусимы» здесь не присутствует. Ка кой же, мод, Новиков-Прибой очеркист? Он — «подлинный писатель», поэтому он и не считает нужным зайти ка всесоюзное со вещание очеркистов это — не его «жанр» Очерки Макса Зингера «Тагам» и «Огни» названы повестями. Эти, бесспорно интерес нее, книги написаны о стране, ® которой я был, о людях, которых я знал, — там нет ии одного вымышленного имени, ни одного вымышленного положения. Зачем же назы вать очерки повестями-? Только что выступавший на нашем сове 1 Выступление на Всесоюзном совещании ио художественному очерку. щании рабочий писатель т. Пашкевич ска зал: «Я написал книгу очерков, но назвал ее повестью. Ей-богу, — говорил т. Паш кевич, — не знаю, почему я назвал очерк повестью?!» Все это свидетельствует о скрытом пре небрежении к очерку, о предвзятой мысли, что очерк — второсортная литература и что, следовательно, ib очеркистах ходить не выгодно. — Только не пишите очерков! — поучал меня ib шокойном МТП один знаменитый ггиоатель. Практика наших толстых журналов под тверждает (мнение знаменитых писателей. Хорошие очерки печатаются на задворках, в отделе «Люди и фак*ш», а плохие романы иа первом месте. Ясно, что (Даже оставаясь очеркистам, прямая выгода называть свои произведения романами, повестями и расска зами. Тов. Третьяков утверждал, что очерк идет от газеты, что очерк — это есть сое динение искуоства и газеты. «Очерк стат на грани науки а искусства» — поправлял его т. Пришвин. Точнее: очерк есть соеди нение знания и искусства. Очерк может быть соединением .искусства и газеты, ког да очерк основан на репортаже, на статей ном материале, 1 может быть и подлинным слиянием с наукой, где органически слиты искусство и наука. Надо подчеркнуть, что знание и искусство соединяются у нас отнюдь не только в очер ке. Лучшие произведении советской лите ратуры в какой-то мере выделяются там же новым качеством, стремлением к художест венной правде. «Цусиму», «Поднятую цели ну», «Капиталыный ремонт», «Петра 1», «Ка- ра-Бупаз» можно поставить в. одну рубрику. Они отличаются званием и страстью иссле дователей, выраженными в тай или иной ■ху дожественной форме. То же самое надо сказать о »сех произведениях Максима Горького. Таким образом, очерк отличается не толь ко «соединением искусства и знания», но и фактичностью материала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2