Сибирские огни, 1934, № 4
Литература и критика ВИВИАН И ТИН I. Мышление и образ 1 Советским писателям надо многому учить ся у классиков, но учиться у классиков это значит, прежде всего, — изучать, каким об разом классики находили форму, в кото- торую они вкладывали свое содержание. Нельзя ©опрос решать так, что, например, храм Василия Блаженного на Красной (Пло щади — прекрасное произведение, п о э т о м у давайте построим рабочий клуб, как храм Василия Блаженного. Он именно хорош тем, что выразил в (Своей форме юродствующую Русь времени Ивана Грозного. Построить рабочий клуб, подражая такой форме, зна чит совершить вредительство. Даже Лев Толстой говорил, что в искании новых пу тей в искусстве есть доля истины. Он го ворил: «Когда я беру новую книгу и читаю: «Было раннее утро — я дальше не могу, мне хочс гея спать». А сколько .советских книг (начинается с этого классического «бы ло раннее >утро»! Докладчик установил, что советская лите ратура все еще отстает от жизни, поэзия от стает больше прозы, ia критика отстает не только от жизни, но и от литературы, и сит поэзии. Справедливость требует прибавить, что литературная теория отстает еще боль ше критики, чем отчасти об’ясняется об щее отставание. У нас нет книги, обобщаю щей наши теоретические, уже достаточно глубокие, знания по вопросам искусства, на писанной на основе современной науки, на основе наследства Маркса, Энгельса, Лени на, нет той марксистско-ленинской «Эсте тики», о которой упоминал т. Юдин в своем докладе. Мы пользуемся плохо продуман 1 Выступление на третьей пленуме Все союзного Оргкомитета писателей но докладу т. Юдина. ными положениями даже в основных вопро сах теории. Мы, например, до сих пор оп ределяем искусство, заимствуя определе ние Плеханова, как «мышление в образах». Так определяют искусство т. Кирпотин и ряд других критиков. Но сказать, что ис кусство — мышление в образах, это значит оказать не больше того, что здание ашет- роёно, из кирпичей. Значение образа в искусстве огромно-, hoi это определение еще не дает всей спещифи-i ии художественного творчества. Тсв. Ер* милов в одной из своих статей писал, что искусство оперирует образами, а наука —1 отвлеченными понятиями. Последнее отчасти верно по отношению к теоретическим нау кам. Но есть науки, которые оперируют конкретными, «образными» понятиями. Об разное мышление в значительной мере при меняется и в науке. Между искусством и на укой нет принципиального различия в спо собе мышления. Подлинная художественная работа подобна работе исследователя и луч шие произведения мировой художественной литературы носят ясные следы такой иссле довательской работы. Плехановское опреде ление, по меньшей мере, не адекватно. Пин кертоновщина, самая грубая порнография с точки зрения этой теории, тоже искусст во, так как, несомненно, являются «мышле нием в образах». Искусство есть продукт художественного творчества. Его надо изу чать, исходя от художника, а не от мате-’ риала. В основе искусства лежит эстети ческое восприятие, так же, как в основе науки лежит стремление к истине. Показать основные черты эстетики пролетариата, соз дающего коммунистическое общество, чер- ' ты, становящиеся все более ясными — важ нейшая задача нашей теории искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2