Сибирские огни, 1934, № 4
менные правила о сдаче в солдаты студентов, которые будут принимать участие в беспо рядках». Боголепову пришлось за эти тра вила поплатиться жизнью: 14 февраля 1901 г. он был убит пулей студента Карповича. Новые правила еще больше ухудшили поло жение студенчества. В Томском университете всевозможные административные репрессии, исключения, высылки не только не уменьши, лись, а, наоборот, увеличились, пока, нако нец, не разразились в 1905 году (крупными беспорядками: студенчество в количестве свыше 400 человек сплотилось имеете с рабо чими вокруг революционного комитета и самым решительным образом противодейст вовало тем темным силам, которых сгруппи ровал «Союз русского народа» для еврейс ких погромов и контрреволюционных дейст вий. Вооруженное столкновение с полицией in войсками превратилось в форменное сра жение. Были и жертвы... Студенты универ ситета и Технологического института устро или сходку, после которой пришли в акто вый зал и там разорвали портрет Нико лая II. С согласия ректора — профессора Курло- ва — в университет были введены войска «для пресечения студенческих волнений». Много студентов было арестовано. Начались жесточайшие репрессии: массовое исклю чение из университета, высылка на родину <и т. п. Университет временно закрылся. Полицейско-бюрократическая атмосфера сохранялась в университете до самой рево люции. Заслуженный деятель науки проф. М. Д. Рузский, начавший здесь работать в 1913 году, в своих воспоминаниях пишет: «Долж,ен сказать по чувству справедливос ти, что мне было трудновато работать при тогдашнем режиме. Многие профессора ме дики и юристы были люди важные, действи тельные статские советники, «их превосхо- ./дительства», увенчанные звездами и орде нами царского благоволения. Попечитель Лаврентьев ходил в голубой ленте -'белого орла. В новый год и на пасху приходилось ходить к нему с визитом на поклон. Педеля в синих мундирах с золотыми пуговицами следили за .каждым моим шагом и все доно сили те принадлежности. Профессор Кащен ко, живший в своем собственном доме про тив университета, развел там фруктовый сад и больше всего интересовался яблонями, грушами, вишнями и розовыми кустами. До изучения сибирской природы и фауны ему, казалось, мало было дела. Со служителями и ассистентами держался важно, как генерал, * Прсф. М. Д. Рузский. нередко в коридорах и темных углах каби нета награждал служителя Сидякина оплеу хами. Перед ним все ходили в струнку». Определенный идеологический уклон име ла и сама учеба. В учебных планах того вре мени значительное место занимало богосло- ниие. ,На него отводилось 3 часа в неделю, между -тем как геология, минералогия, ана литическая химия имели всего лишь по 2 ча са, а (гистология и эмбриология по 1 часу. Это очень характерно. На юридическом фа культете на первое место выдвигались от нюдь не политическая экономия, ,не филосо фия, а «чтение и истолкование 'источников права, с разбором казуистического матери ала из сборников и текущей жизни». Богос ловием и казуистикой министерство народ ного просвещения пыталось одурманить и .измельчить пытливую мысль молодого поко ления. Нередко весьма сомнительным было и качество учебы. Тот же проф. Рузский рассказывает о Кащенке так: «До меня здесь был первым профессором зоологии Н. Ф. Кащенко (с 1888 г.), он был не зоолог, а медик, но у него были 2 или 3 брошюрки по эмбриональному развитию морских рыб (акулы и скаты) и это дало ему возможность по протекции попасть в Томск, профессором. Назначение Кащенко было крайне неудачно. Сибирскую фауну Кащен ко совершенно не знал, и приехав в Томск, начал учиться сам зоологии, составив свой компилятивный учебник, который оказался никуда негодным и через 2-3 года был сдан в архив. Преподавал зоологию и сравнитель ную анатомию Кащенко плохо, препаратами,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2