Сибирские огни, 1934, № 4

оно вынуждено было уступить. Безнадеж­ но тупое и предельно невежественное, оно, несомненно, оставило бы Сибирь без выс­ шей школы, если бы сибиряки не наседа­ ли. Однако, через 10 лет, в 1898 году, оно само признало необходимым открыть в Томске второй факультет — юридический. Мотивировалось это тем, что, в связи с введением новых судебных уставов, яви­ лась необходимость в создании кадра мест­ ных чиновников, «в замещении судебных должностей в Сибири юридически образо­ ванными лицами из местных уроженцев». Частная инициатива, общественное содей­ ствие много помогали университету и в дальнейшем. Книги, коллекции, препараты обычно дарились частными гражданами, не прекращался и поток денежных пожертво­ ваний. ( , | Своеобразные «благоприятные условия» создавала .местная власть лишь для медицин­ ского факультета, вернее — для его... ана­ томического института. В университетском архиве найден официальный документ, ,в ко­ тором проф. Малиеа, заведывавший кафед­ рой нормальной анатомии, описал. «Трупы в анатомический институт дос­ тавлялись из Томского губернского пере­ сыльного замка и юродской больницы. Вследствие скопления здесь значительного числа арестантов — до 2000 чел. и обыкно­ венно значительной смертности, Томский анатомический институт поставлен! в особо благоприятные условия относительно мате­ риала для занятий». Ш. Двадцать девять лет просуществовал Том. ский университет в составе только двух фа­ культетов. Целевая установка университета сказалась и на всем характере его учебной и научной деятельности и на составе сту­ денчества. За первые 25 лет существования универ­ ситета .было принято всего 5021 студент. На медфак 3181, на юридический факультет 1840. Из них окончивших духовную семина­ рию 2860 или 57,9%, окончивших гимназию и реальное училище 2136 или 42,5%. Социальный состав студенчества за первые 30 лег характеризуется следующими данны­ ми: наибольший процент падал на детей ду­ ховного (СОСЛОВИЯ (46%), дворян я чиновни­ ков (20%) ,и мещан <16%). рабочие отсутст­ вовали совершенно, количество крестьян не не достигало и 7%. Прием евреев был ограничен 5% нормой. И уж совсем ничтожный процент (0,3) со­ ставляли так называемые «инородцы» — культурно-отсталые национальности Сиби­ ри. Женщины впервые были допущены на правах «посторонних слушателей» в 1906-07 •году. Но уже в 1908 году министерство пред­ ложило правлению университета «ие допус­ кать лиц женското поста в число посторон­ них слушателей». И только с 1913 г. Советом Министров было разрешено «временно при­ нимать в слушательницы медфака жеущин)- сибирячек христианских вероисповедАий». Вся воспитательная работа университета строго регламентировалась на основе устава 1884 г. и «правил для студентов», изданных в1885 г. Инспектор студентов Григоровский, под (непосредственным руководством попе­ чителя Лаврентьева, известного в то вре­ мя реакционера, осуществляли весьма ре­ тиво все директивы Министерства Нарендно­ го Просвещения, чем вызвали в 1898-99 гл\ целый ряд студенческих волнений. Архивные документы за эти годы — по словам П. А. Зайченко — весьма ярко ри­ суют «воспитательную» работу инспектора Григоровского: он устраивал слежку за все­ ми студентами, особенно теми из них, ко­ торые внушали ему своим «поведением и образом мыслей» недоверие. Бурные сходки, «сборища», волнения, массовые исключения студентов из университета, бесконечная сек­ ретная переписка «о недопущении» исклю­ ченных студентов в другие университеты — характеризуют «эпоху» восьмидесятых, де­ вяностых и девятисотых годов. Архивные материалы .говорят о том, что кроме исклю­ чений в Томском университете частенько применялся для студентов и карцер. Так, 3 июня 1899 г. «за грубость и дерзость» был посажен1 в карцер студент Мельников. Ис­ ключены за «беспорядки» 2-11-1898 г. сту­ денты: Волков, Соломин, Николаевский, Кор­ кинский, Чунухин, Воскресенский др. Сту­ денчество всеми доступными мерами про­ тестовало против казенщины, мертвечины, по­ лицейского произвола и меточной отеки со стороны пог!ечителя, инспектора и реакцион­ ной профессуры. Вследствие волнений, наблю­ давшихся положительно .во всех университе­ тах (империи, министр народного просвеще­ ния И- П. йоголепсв издал циркуляр, в ко­ тором предписывал «усиленное общение про­ фессуры со студенчеством», ремшендовал в целях совлечения молодежи от револю­ ционной деятельности организацию студен­ ческих хоров и оркестров. Но одновремен­ но представил на утверждение, царя «даре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2