Сибирские огни, 1934, № 3
В. ВЕГМАН. Н. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НА ЭТАПНОМ ПУТИ. .193 носги Чернышевского. И Сенат был, ко нечно, послушным орудием в руках царя. Уже 2 декабря 1863 г. Сенат вынес при говор Чернышевскому, но министр юстиции нашел этот приговор мягким. Сенат пере смотрел приговор и 7 февраля 1864 г. под писал его в «оправленной редакции: ссыл ка в каторжные работы на рудниках на 14 лет и затем поселение в Сибири навсегда. Этот суровый приговор •объяснялся не столько обвинением Чернышевского в под готовке восстания и в авторстве подполь ного воззвания «К барским крестьянам» — воззвания, кстати оказать, не увидевшего света, — сколько, как это видно из текста приговора, общим характером всей лите ратурной деятельности Чернышевского и той ролью, которую он играл, как власти тель дум и руководитель народившейся ре волюционной молодежи. Характеризуя «Современник», как журнал, который пропагандирует материалистиче ские и социалистические идеи, «стремящие ся к отрицанию религии, нравственности и закона», сенатский приговор в заключении говорит, что «Чернышевский, будучи лите ратором и одним из главных сотрудников журнала «Современник», своею литератур ной деятельностью имел большое влияние на молодых людей, в коих со всей злою во лею посредством сочинений своих развивал материалистические в крайних пределах и социалистические идеи, которыми проник нуты сочинения епо, и, указывая в ниспро вержении законного (правительства и су ществующего порядка вышеупомянутых идей, был особенно вредным агитатором». Мало было запретить дальнейшее издание крамольного «Современника», что соверши лось вскоре после ареста Чернышевского, падо было вообще заживо похоронить Чер нышевского, чтобы лишить его всякой воз можности иметь какое-либо общение с мо лодежью, поучать ее и направлять. 7 апреля 1864 г. Александр И утвердил приговор Чернышевскому, сократив срок каторжных работ на половину. 4 мая приговор — 7 лет каторжных ра бот и вечное пооеление в Сибири — был об ’явлен Чернышевскому, а утром 19 мая состоялась на Мытнинской (Конной) площа ди гражданская казнь. С самого раннего утра начала собираться на площади публика, преимущественно ин теллигентная и литературная. «Пришли >мы рано: по крайней мере за полчаса до начала демонстрации, — вспо минает Алексей Тверитинов, очевидец каз ни. — На площади увидел я в первый раз в жизни (а также и в последний) эшафот. Эшафот — это квадратная, сажени четыре в стороне эстрада, высотой около двух ар шин; с правой стороны у переднего фаса да лесенка, а в правом заднем углу столб, возвышающийся над полом эстрады саже ни на полторы, к верху столба были при креплены две цепи, каждая обеимр конца ми, так что с обеих сторон столба висели две цепных петли, низ которых приходил ся на высоте плеча среднего роста челове ка. Кругом эшафота, в расстоянии прибли зительно трех-четырех сажен стояло вой ско (каре), а за войском — публика». «Вдруг в пространстве между эшафотом и каре в’езжает двухместная, вероятно, из- всщичья карета, из которой выходит сна чала офицер в шинели — то, говорили, был комендант крепости, а потом штатский че ловек в теплом пальто с меховым ворот ником и в фуражке — то был Н иколай Гав рилович Чернышевский. Пригласили его взойти на эшафот, там встретили его два палача, один из них снял с него фуражку, надел ему на шею дере вянную черную доску с белою надписью: «государственный преступник»; оба палача взяли его под руки и справа от них вышел с бумагою в руках чиновник, — должно быть, нечто вроде судебного пристава, и стал читать». Чтение приговора -продолжалось около полчаса. Во время чтения я, — говорит А. Твери- тинов, — 'Стоял не далее, как в восьми са женях от Николая Гавриловича. Он, оче видно, в крепости не стригся и не брился, а потому был более похож на его послед ний портрет, снятый в Астрахани, чем на петербургскую тогдашнюю его фотографи ческую карточку, был, разумеется, очень бледен, но не от волнения: к проискодив- шей демонстрации, в которой он должен был играть главную роль, он был совер шенно равнодушен. Одного из палачей он что-то спросил, но тот ничего не ответил, тогда он стал сто ять молча, глядя иа публику, потирая, по временам, свои очки. Моросил дождь. По окончании чтения палач положил ему на голову его фуражку; затем его поста вили на колени и палач переломил над его головой надломленную . уже шпагу. Нако нец, Подвели его к позорному столбу, про дели его руки в висячие на столбе петли из цепей и в таком положении Николай Гав рилович простоял минуту или две»...1. Во время всей процедуры казни ч толпе царило мертвое молчание. Когда же Чер нышевского начали сводить с эшафота, из толпы стали бросать цветы. «Но все неудачно: цветы перехватывали на лету временные представители народа^ т. е. переодетые полицейские», — замеча ет А. Тверитинов. Однако, один букет благополучно мино вал полицейские руки и упал на эшафот. То был букет, который бросила курсистка М. Михаэлис, сестра жены известного пу блициста Н. Шелгунова, друга и соратника Н. Чернышевского. Михаэлис тут же была арестована и вскоре ее выслали из Петер бурга. Когда Чернышевского увозили с места казни, толпа бросилась было вслед за ка ретой, но вскоре отстала. — Прощай, Чернышевский! — крикнул в догонку умчавшейся карете известный со биратель народных былин и сказок П. Яку- ШКИ.Н. Этот возглас был подхвачен толпой. Раз дались возбужденные крики: «Досвиданья! Прощайте!». 1 А. Тверитинов— ,0 6 об'явлении пригово ра Н. Г. Чернышевскому", Петербург, изд. М. Пирожкова, 1906 г., стр. 5-7,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2