Сибирские огни, 1934, № 3
лаза, который на дне океана держит в ру ках голую русалку с хвостом. Этот несложный прием, это отрывание сундука, эта глупая картинка с водолазом и русалкой достигает поразительного эффе кта. Картинка сразу как-то раскрывает бод- мама изнутри, она вопиет о бессмысленно сти, об угодливости его жизни, об убоже стве его мечты, втиснутой в тесную кора бельную каюту. Таковj воздействие маленькой детали, Особо нам придется поговорить об языке сибирского 'очерка. В Сибири так ж>е, как ча во всех областях, много областных словечек. Сибирские пи сатели любят эти словечки. Очеркист Ершов на (страницах своей кни ги «Одна из многих» со всяческими ужим ками кокетничает многочисленными «чо» и «здичо» и прочими областными словечками. Мне приходилось говорить об этой люб ви к областным словечкам в моей статье о Коптелоне (ом. «С;иб. огни», 1932 г., JVa 1). Сейчас я могу только повторить это рас суждение: «Но мы знаем, что сибирские писатели слишком большое внимание уделяли кер жацкой экзотике, слишком много и стара тельно описывали кержацкий быт и слишком любовно воспроизводили особенности кер жацкого говора»... «Между прочим «Капкан» Пермитииа написан иа этом же говорке. Пермигин знает его очень хорошо. Но то, что он практикует его так старательно, мне лично внушает тревогу. Уже теперь у Пермитанз встречаются фразы, которые обыкновенному читателю непонятны (например, что это -означает: «Эка скеть, — эка скеть голягами сердеш ный»). П{ ов'шшиальная органиченность язы ка органичивает силу воздействия рома на...». Ко воему сказанному можно прибавить только следующее: Недавно в Новосибирске был слет кол хозников. Я прислушивался к тому, как го ворят колхозники. Они стараются говорить правильно. Они избегают излюбленных не которыми писателями словечек «чо» и «ви- чо». Конечно, колхозники еще говорят «ради во» и молочная «фирма». Но если бы писатель стал трепетной ру кой записывать эти словечки в записную книжечку, он сделал бы ошибку. Через гад. когда выйдет книга писателя, колхозники будут говорить «радио» си «фер ма». В Советском союзе люди растут быстро Писатели тоже должны расти. Очерк, в частности, должен расти и со вершенствоваться с особенной быстротой. К сожалению, сибирские писатели стали пренебрежительно относиться к очерку. В плане их работ, насколько я знаю, очерку совсем ие уделено места. Это неправильно. М. Горький сказал Коптелову, когда тот дал ему роман «Новые поля»: — Почему вы не пишите рассказы? М о лодые писатели должны учиться на расска зах. Это, безусловно, правильный совет. Композиция рассказа и очерка, в силу своей особой плотности, противостоящей рыхлой композиции романов, способствует тому, что молодой писатель скорее находит свой голос я устанавливает .свой почерк, свой стиль. Мы — за внимание к рассказу и очерку. Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2