Сибирские огни, 1934, № 3

лаза, который на дне океана держит в ру­ ках голую русалку с хвостом. Этот несложный прием, это отрывание сундука, эта глупая картинка с водолазом и русалкой достигает поразительного эффе­ кта. Картинка сразу как-то раскрывает бод- мама изнутри, она вопиет о бессмысленно­ сти, об угодливости его жизни, об убоже­ стве его мечты, втиснутой в тесную кора­ бельную каюту. Таковj воздействие маленькой детали, Особо нам придется поговорить об языке сибирского 'очерка. В Сибири так ж>е, как ча во всех областях, много областных словечек. Сибирские пи­ сатели любят эти словечки. Очеркист Ершов на (страницах своей кни­ ги «Одна из многих» со всяческими ужим­ ками кокетничает многочисленными «чо» и «здичо» и прочими областными словечками. Мне приходилось говорить об этой люб­ ви к областным словечкам в моей статье о Коптелоне (ом. «С;иб. огни», 1932 г., JVa 1). Сейчас я могу только повторить это рас суждение: «Но мы знаем, что сибирские писатели слишком большое внимание уделяли кер­ жацкой экзотике, слишком много и стара­ тельно описывали кержацкий быт и слишком любовно воспроизводили особенности кер­ жацкого говора»... «Между прочим «Капкан» Пермитииа написан иа этом же говорке. Пермигин знает его очень хорошо. Но то, что он практикует его так старательно, мне лично внушает тревогу. Уже теперь у Пермитанз встречаются фразы, которые обыкновенному читателю непонятны (например, что это -означает: «Эка скеть, — эка скеть голягами сердеш­ ный»). П{ ов'шшиальная органиченность язы­ ка органичивает силу воздействия рома­ на...». Ко воему сказанному можно прибавить только следующее: Недавно в Новосибирске был слет кол­ хозников. Я прислушивался к тому, как го­ ворят колхозники. Они стараются говорить правильно. Они избегают излюбленных не­ которыми писателями словечек «чо» и «ви- чо». Конечно, колхозники еще говорят «ради­ во» и молочная «фирма». Но если бы писатель стал трепетной ру­ кой записывать эти словечки в записную книжечку, он сделал бы ошибку. Через гад. когда выйдет книга писателя, колхозники будут говорить «радио» си «фер­ ма». В Советском союзе люди растут быстро Писатели тоже должны расти. Очерк, в частности, должен расти и со­ вершенствоваться с особенной быстротой. К сожалению, сибирские писатели стали пренебрежительно относиться к очерку. В плане их работ, насколько я знаю, очерку совсем ие уделено места. Это неправильно. М. Горький сказал Коптелову, когда тот дал ему роман «Новые поля»: — Почему вы не пишите рассказы? М о­ лодые писатели должны учиться на расска­ зах. Это, безусловно, правильный совет. Композиция рассказа и очерка, в силу своей особой плотности, противостоящей рыхлой композиции романов, способствует тому, что молодой писатель скорее находит свой голос я устанавливает .свой почерк, свой стиль. Мы — за внимание к рассказу и очерку. Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2