Сибирские огни, 1934, № 3
У Коптелава нет того полного знания ма териала, который есть, «апример у Хари тонова. Кроме того, в стилистической манере Коптелова есть какая-то рыхлость, очерк же требует упругой походки. Так «ли иначе, сибирский очерк, пове ствующий о делах и людях, не знает такой полной удачи, какой была, 'например, книга уральского очеркиста Н. Харитонова. <Л Итак, (невнимание к человеку-строителю и увлечение техническими процессами описы- «\ ваемых строк — таковы недостатки сибнр- v ских очерков. ^ От этих недостатков, разумеется, не сво бодна и моя очерковая книга «Второй ги гант». Когда я решил написать эту книгу, я доставил себе целью дать техническую формулу социалистического строительства Сибири. Не боясь быть нескромным, я могу оказать, что техника строительства совхо зов, железных дорог и новых заводов бы ла изучена мною очень добросовестно. Перелистывая сейчас книгу, я /вижу, что производство в ней описно хорошо. Но мнига эта меня сейчас ие удовлетво ряет, так как в ней техника как-то засло няет человека. Люди, борющиеся за социализм, описаны торопливо, походя, в то время, как мертвым механизмам и корпусам новых заводов от дано преувеличеино-восторжениое внима ние. Конечно, это досадное упущение. Книга вызвала рецензию Г. Павлова. Ав тор рецензии спрашивал: — Вы пишете о строительстве, но откуда это видно, что строительство в вашем опи сании есть /именно социалистическое строи тельство? Рецензия была излишне придирчивой, но в некоторых се положениях (было зало жено зерно (правильных мыслей. Дело в том, что одной технической фор мулой социалистического строительства ог раничиваться нельзя. Возьмем, (к примеру, строительство тек- стилькомбината у нас и в Турции. В обоих случаях (строительство ведется по советским проектам. Таким образом, техническая формула строительства одинакова. Но совершенно же ясно, что социальный, если можно так выразиться, его знак совершенно различен в Советском союзе и в Турции. В первом случае мы имеем факт социа листического (строительства, во втором — один из фактов национально-промышленной буржуазной революции. Советский писатель не должен забывать, что 'ОН пишет о строительстве социалисти ческом. Буржуазные писатели в те годы, когда их страны переживали промышленный рас цвет, не мало романов написали об этом самом расцвете и о людях, которые созда вали промышленность. Потребовать, чтобы советские писатели писали не только о советских стройках, а еще и о советских строителях — это еще не все. Нужно также требовать, чтобы о героях пятилетки, например, советский писателг. писал, стоя на позициях социалистическо го реализма. У Редиарда Киплинга есть рассказ о «Строителе мостов». Инженер, построивший мост в Индии, ждет администрацию, чтобы этот самый мост сдать. Он ждет повыше ния, думает о том, что 'после этого моста ему дадут более ответственную, более сло жную работу. Он мечтает о блестящей карьере, о славе, о богатстве. Постройка моста—это этап его карьеры. И когда внезапно поднявшаяся вода об рушивается иа мост, то инженер ожесто ченно борется за его спасение. Рабочие только выполняют его распо ряжения. Им нет никакого дела до того, снеоет мост или не снесет. Вопрос о спасении моста волнует только инженера, потому что это дело его карьеры. Второму Обскому мосту, когда он еще не был достроен, тоже грозит паводок. Тогда о спасении моста заботился не толь ко главный инженер, но и все рабочие, ко торые строили этот мост, все кессонщики, все землекопы, весь город. Писатель, который написал бы об этом мосте, сделал бы огромную ошибку, если бы в его 'произведении борьба за Обский мост была приписана только одному ин женеру, а ие всему коллективу в целом. Писатель непременно должен был бы по казать, что спасение моста является лич ным делом для всех строителей — от ин женера до землекопа. Только в этом слу чае он достиг бы художественной прав ды, правды социалистического реализма. Киплинг же достигает художественной правды только в том случае, если он на пишет о спасении моста в Индии так, как он написал об этом в рассказе «Строитель мостов». Социалистический реализм — вот наше требование к очерку. Мы должны требовать возможно более глубокого изучения того предмета, о кото ром очеркист пишет. В (самом деле, когда писатель овладевает вниманием и доверием читателя? Только тогда, когда писатель дает уви деть в своей книге убедительные детали, убедительные и неповторимые подробности тех явлений, о которых он повествует. Чем хороши очерки Итина «Восточный вариант»? Тем, что иа страницах книги Итина перед читателем воочию встают голода, моря, ко рабли. И люди Итина потому производят впечатление, что он знает их досконально, знает не только их внешность, их жесты, их походку, но и (стиль 'Их работы и все подробности этой самой работы. Читателя убеждает деталь, подробность, конкретность арения. В «Капитальном ремонте» Соболев вместе с боцманом открывает боцманский сунду чок. Крышка сундука, изнутри оклеена картин* ками. Одна из картинок изображает водо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2