Сибирские огни, 1934, № 3
в целом. Но, «е имея внутреннего стержня, она рассыпается на отдельные картины, ко торые проходят перед читателем, как пе стрый калейдоскоп. Другая книга Мрауовского — «Шахтер Глыба», — показывает небольшую группу шахтеров. Но так как эти шахтеры обрисо ваны ярко, так как писатель узнал их до конца, — эта .книжка имеет гораздо боль шее познавательное значение, нежели книж ка «На лесах Кузмецкстроя». Большое количество очерков о стройках , Сибири написал Л. Н. Стрижков. Он писал ; о Кузнецкстрое, 1 ГТШ№р- 0 й 0 7 о“ Кулу 1 Нде, о ■Прокопьевске. Очерки эти вошли и потом л шипи «Кузбасс» и «Кулунда». Писатель наблюдательный, кропотливо изучавший факты, Стрижков старательно описывал процессы строительства новых заводов. Очерки его знакомили читателей с той ко лоссальной созидательной работой, которая за одну пятилетку совершенно изменила ли- lijo Сибири, превратив ее из страны аг рарной в индустриальную. Очерки эти безусловно были полезны и необходимы. Теперь они «ас уже не удов летворяют1. Перелистывая книги Стрижко- па, мы видим, что самый процесс строитель ства описан хорошо, но мы не найдем в его очерках людей, не найдем человека и яе узнаем, как этот человек боролся за пятилетку и .почему от победил. Кингу Стрижкова ««Кузбасс» интересно сопоставить с книгой уральского очерки ста Н. Харитонова «Сквозь тайгу». Напи саны книга в одно время. Разница толь ко в том, что Харитонов пишет о стройках уральских. В отличие от Стрижкова, Н. Ха ритонов главное внимание уделяет не процессу стройки, а человеку - строителю. Книга его не устарела до настоящего дня. Харитонов умеет видеть «правду» строи тельства, умеет показать ее во всех труд ностях, во всех созидательских муках. Возьмем, к примеру, очерк ««Углеподача». Над Камской лощиеой «в неуклюжей, пестрой коробке тепляка встало здание электроцентрали. Станция должна дагь промышленный ток Березникам. Главный инспектор фирмы «Блеихер» Карл Карло вич Барон, в сопровождении двух русских учеников-рабочих Плакти и Ткачева, приез жает в Березники, чтобы построить на электроцентрали углелодачу. Горячка стро ительства как-то сразу заматывает «вчера еще (спокойных, занятых только делом, а не политикой» учеников Барона. ^ ____ Проделав необходимые расчеты, Ткачев п р и х о д и т к выводу, что углеподача не бу дет построена в срок. Без углеподачи стан ция яе может быть пущена. Без станции уже нельзя пустить гигантского комби ната. Ткачев предлагает Барону начать мон таж углеподачи. Барон возмущается. «Мон таж! Господин Ткачев имеет широкую рос сийскую фантазию. Но, видимо, ом еще не не научился работать и понимать. Монтаж! 1 Сказанное не относится к книге алдан- ских очерков Стрижкова. Э _и оч°рки превос- холны, материал для них был собран в про цессе длительного изучешия Алдана. А где шеф-монтеры? Кто знает в России радиальное дело? Кузнец Остапов? Моло тобоец Корнилков?..» Ткачев признает, что ми куэнец, ни мо лотобоец не знают радиального дела. Но углеподача должна быть готова в срок. Ткачев открывает школу для кузнеца, для молотобойца, для всех этих людей деревни, которые пришли на стройку. Он проводит беседу о том, что такое ключ, что такое метчик, он читает лекции о технологии ме таллов, о свойстве железных конструк ций и т. д. . Пройдя ткаческие курсы, люди стали ра ботать лучше. Они научились поднимать «на тридцагимегровую высоту букерного отделения тяжелые, громоздкие конструк ции». Но это было еще не все, — ради ального дела они еще не знали. Монтаж пришлось доверить -заносчивым шеф-монте рам фирмы «Блейхер». Русские молчали. Молчали и учились у немцев. Настал, такой день, когда рабочий Мама ев увидел провал шеф-монтера Риссе. За носчивый немец ее смог поставить на ме сто какую-то деталь. Мамаев осрамил его: — Ты не так, надо вот как! И легко поставил деталь. Таким же точно высоким и доброкаче ственным драматизмом насыщены все ос тальные очерки Харитонова, составившие книгу «Сквозь тайгу». Портреты рабочих, инженеров, шахтеров прекрасно удаются Харитонову. Иногда пи сатель одним только штришком оживляет героя. Даже вещи, которыми окружен ге рой, несут в очерке полезную нагрузку, по могая раскрытию внутреннего 'мира героя. Для шахтера, судя по очерку Харитоно ва, вещи — не просто вещи, а (свидетельст во его трудовой удали. И напиваясь пья ным, шахтер ие прочь прихвастнуть перед товарищами. — Вот смотри, — кричит он, — стул за- робил, самовар заробил, картинки заробил. Плохо робил? Другому тоже хочется прихвастнуть: — Из нас никто плохо не робил. Вот у меня комод есть, айда смотреть комод? Благодаря таким живым подробностям, портретная галлерея Н. Харитонова приоб ретает особенную яркость. Характеры ге роев раскрываются до конца. И очерки его становятся драгоценными человеческими документами, документами о человеке, о борце первой пятилетки. Сибирский очеркист А. Коптелов попы тался создать такой же документ, написав очерк о работниках деревенского участка первой пятилетки. Я говорю об очерке j «Рапорт с фронта», лучшем очерке его книги «Форпосты социализма». Коптелов прорвался к правильному мето ду, так как он написан не о колхозной де ревне вообще, а о конкретных людях, бо рющихся за колхозную деревню. Он не ог раничился поверхностным показом явлений, а попытался проникнуть в их существо. Но «Рапорт с фронта» нельзя считать полной удачей. Коптелов не распознал до конца своих героев и не нашел для их показа, для их обрисовки ярких деталей, завершающих штришков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2