Сибирские огни, 1934, № 3

М . Н И К И Т И Н . О Ч Е Р К В С И Б И Р И . 187 цев с рогульками сразу оттеняют своеобра­ зие Владивостока и вврдят читателя в об­ становку портового горбда. В основе очерка Итина лежит производ­ ственный подход. Но было бы неправильно назвать его очерки производственными очер­ ками,. В книгах Итина краеведение, портре-_ ты северных людей,, описание морских паро­ ходов, научная информация о наших север­ ных морях сочетаются с увлекательной про­ пагандой северных морских путей. Итин не только констатирует- факты, но и оценивает их. Те факты, которые мешают расцвету се­ вера. подвергаются со стороны писателя же­ стокому обстрелу. Эта активная борьба за овладение морскими путями севера увлекает читателя сильнее, нежели самый .острый при­ ключенческий роман. Следует сказать, что первая очерковая книга Итина «Выход к морю» еще не сво­ бодна от некоторого налета литеоатуптпг'ны. Злись можно, например, привести такую су­ губо литературную ш у т к у : встретив остяка, который только-что женился и заплатил за жену 30 оленей, автор показал на своего опутника художника и спросил, .сколько бы оетя'к дал за «эту девку». Остяк сказал, что он бы дял больше 30 олене» Автор заклю­ чает: «оказывается я богат». Шутка, конечно, милая но она понятна только автору и его знакомым. 1 ' «Восточней вариант» свободен от этих не­ достатков. Это стремительная книга с очень у п р у г и м плотноеколоченным 'материалом. Мужественный и строгий ее пафос, пафос советского человека, который хочет завое­ вать для Страны советов новые морские п у т и , который хочет, чтобы богатства се­ вера ие пропадали r тундре, — этот пафос зяряжарт читателя. Книга Итина будет иметь особо большое значение для молодежи, так как она возбудит интерес молодежи к севе­ ру и приведет к пополнению кадра северных работников молодыми энтузиастами. Очерки Итина — тема для особой статьи. Я не могу задерживаться на отдельных пи­ сателях, так как сейчас преследую одну только задачу: высказать ряд д и с к у с с и о н ­ н ы х положений, дабы привлечь к очерку внимание сибирских писателей. Несомненно, что тепепь внимание к очерку как-то упало. В 1929. 1930 годах очерк поль­ зовался большим почетом. В количественном отношении эти голы для сибирского очерка яв”я'отся годами расцвета. Впрочем, это не было узко-локальным сибирским явлением. Все писатели в то вре­ мя писали очерки. Каково качество этих очерков? — Очень не высокое. В романе «Время, вперед» В. Катаев при­ водит остроумный разговор между писате­ лем, голько-что приехавшим на площадку Магнитостроя, и репоотером Роста, который прожил на стройке lVo года. Писатель оглушен впечатлениями. Расте­ рянный и ьесь какой-то смутный, он обра­ щается к р'епортеру с недоверчивым вопро­ сом: ' | : ' ■ 1' И « — Скажите, полтора года тому назад здесь действительно была голая степь? — Абсолютно голая степь. Пустое места Жили в палатках». Дальше разговор развертывается так: «Писатель: — Признаться, я именно с это­ го собирался начать (свой очерк). Просто так: «Полтора года тому назад здесь была голая степь. Жили р палатках». Репортер: — Видите ли. у нас побывало множество литераторов (конечно, не такого масштаба, как вы)... И все они обязательно начинали так: «Полтора года тому назад здесь быда голая степь...». Художник наблюдательный и остро иро­ нический Валентин Катаев необычайно тон­ ко пародирует тот штамп, который года два назад преобладал э нашей очеоковой лите­ ратуре, посвященной «воспеванию» строек. Всякий сколь-нибудь памятливый читатель без труда может перечислить десятка два очерков, начинающихся именно этими строч­ ками о «голой степи». Очерк с т р о и л с я по схеме. За развернутым описанием «голой» или «дикой» степи (в выборе эпитетов очеркис­ ты также не выхолили за пределы штампа) следовало описание гигантов, которые в этой « тртпи возникали. Очеркисты создавали п р я м о батальные картины, р и с у я обнесен­ ные п р о в о л о к о й траншеи и черные котлова­ ны, рядом с к о т о р ы м и высятся железо- бетонные гигантские корпуса заводов пя­ тилетки. Цифры поОИ'ЗВодительно.стИ будущих за­ водов декл?М'и ров алмсь, как стихи. В конеч­ н ом счете очеок не давал читателю сколь- нибудь исчерпывающего представления о тех вешах, о которых повествовал очеркист. Даже чисто информационная ценность приводимых очеркистом иикЬр во многих случаях равнялась н у л ю , п о т о м у ч т о к мо­ менту напечатания очерка в журнале или в книге самые эти пигЬоы претерпевали из­ менения по воле Госплана. Сибирские очеркисты не писали, к сча­ стью. пошлостей о «голой и дикой степи», но очерки их о стройках все же были не­ удачны. Главная причина неудач - это непра­ вильный метод. Мы писали о стройках и забывали о людях, мы не стремились п р о ­ н и к н у т ь в глубь описываемых явлений. Ес­ ли мы писали о Кузнецкстрое. то v яяг бы­ ло стремление охватить Btecb К у з н р н м с т о о й в целом, тогда как н у ж н о было локализо­ вать внимание на каком-нибудь у«я«-тке Кузнецкстрря. с тем чтобы этот участок был 1 ияуч| 1 *н ло конца и отписан с поддель­ ной тщательностью, с исчерпывающей пол­ нотой. Может быть нужно было описать только двух-тоех люл 1 рй. Н р этих люлей следова­ ло дать r борьбе, в сложном переплете про­ тиворечий. и тогда В ИХ МЯЛОМ мире. как В капле роды, отпаялся бы весь большой мир того же самого Кузнецкстооя. Все сказанное можно подтвердить опытом очеркиста В. Моачковокого. Книжка его «На лесах Кузнецкстроя» как раз стремится ейватить весь Кузйе^кстрой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2