Сибирские огни, 1934, № 3
М . Н И К И Т И Н . О Ч Е Р К В С И Б И Р И . 187 цев с рогульками сразу оттеняют своеобра зие Владивостока и вврдят читателя в об становку портового горбда. В основе очерка Итина лежит производ ственный подход. Но было бы неправильно назвать его очерки производственными очер ками,. В книгах Итина краеведение, портре-_ ты северных людей,, описание морских паро ходов, научная информация о наших север ных морях сочетаются с увлекательной про пагандой северных морских путей. Итин не только констатирует- факты, но и оценивает их. Те факты, которые мешают расцвету се вера. подвергаются со стороны писателя же стокому обстрелу. Эта активная борьба за овладение морскими путями севера увлекает читателя сильнее, нежели самый .острый при ключенческий роман. Следует сказать, что первая очерковая книга Итина «Выход к морю» еще не сво бодна от некоторого налета литеоатуптпг'ны. Злись можно, например, привести такую су губо литературную ш у т к у : встретив остяка, который только-что женился и заплатил за жену 30 оленей, автор показал на своего опутника художника и спросил, .сколько бы оетя'к дал за «эту девку». Остяк сказал, что он бы дял больше 30 олене» Автор заклю чает: «оказывается я богат». Шутка, конечно, милая но она понятна только автору и его знакомым. 1 ' «Восточней вариант» свободен от этих не достатков. Это стремительная книга с очень у п р у г и м плотноеколоченным 'материалом. Мужественный и строгий ее пафос, пафос советского человека, который хочет завое вать для Страны советов новые морские п у т и , который хочет, чтобы богатства се вера ие пропадали r тундре, — этот пафос зяряжарт читателя. Книга Итина будет иметь особо большое значение для молодежи, так как она возбудит интерес молодежи к севе ру и приведет к пополнению кадра северных работников молодыми энтузиастами. Очерки Итина — тема для особой статьи. Я не могу задерживаться на отдельных пи сателях, так как сейчас преследую одну только задачу: высказать ряд д и с к у с с и о н н ы х положений, дабы привлечь к очерку внимание сибирских писателей. Несомненно, что тепепь внимание к очерку как-то упало. В 1929. 1930 годах очерк поль зовался большим почетом. В количественном отношении эти голы для сибирского очерка яв”я'отся годами расцвета. Впрочем, это не было узко-локальным сибирским явлением. Все писатели в то вре мя писали очерки. Каково качество этих очерков? — Очень не высокое. В романе «Время, вперед» В. Катаев при водит остроумный разговор между писате лем, голько-что приехавшим на площадку Магнитостроя, и репоотером Роста, который прожил на стройке lVo года. Писатель оглушен впечатлениями. Расте рянный и ьесь какой-то смутный, он обра щается к р'епортеру с недоверчивым вопро сом: ' | : ' ■ 1' И « — Скажите, полтора года тому назад здесь действительно была голая степь? — Абсолютно голая степь. Пустое места Жили в палатках». Дальше разговор развертывается так: «Писатель: — Признаться, я именно с это го собирался начать (свой очерк). Просто так: «Полтора года тому назад здесь была голая степь. Жили р палатках». Репортер: — Видите ли. у нас побывало множество литераторов (конечно, не такого масштаба, как вы)... И все они обязательно начинали так: «Полтора года тому назад здесь быда голая степь...». Художник наблюдательный и остро иро нический Валентин Катаев необычайно тон ко пародирует тот штамп, который года два назад преобладал э нашей очеоковой лите ратуре, посвященной «воспеванию» строек. Всякий сколь-нибудь памятливый читатель без труда может перечислить десятка два очерков, начинающихся именно этими строч ками о «голой степи». Очерк с т р о и л с я по схеме. За развернутым описанием «голой» или «дикой» степи (в выборе эпитетов очеркис ты также не выхолили за пределы штампа) следовало описание гигантов, которые в этой « тртпи возникали. Очеркисты создавали п р я м о батальные картины, р и с у я обнесен ные п р о в о л о к о й траншеи и черные котлова ны, рядом с к о т о р ы м и высятся железо- бетонные гигантские корпуса заводов пя тилетки. Цифры поОИ'ЗВодительно.стИ будущих за водов декл?М'и ров алмсь, как стихи. В конеч н ом счете очеок не давал читателю сколь- нибудь исчерпывающего представления о тех вешах, о которых повествовал очеркист. Даже чисто информационная ценность приводимых очеркистом иикЬр во многих случаях равнялась н у л ю , п о т о м у ч т о к мо менту напечатания очерка в журнале или в книге самые эти пигЬоы претерпевали из менения по воле Госплана. Сибирские очеркисты не писали, к сча стью. пошлостей о «голой и дикой степи», но очерки их о стройках все же были не удачны. Главная причина неудач - это непра вильный метод. Мы писали о стройках и забывали о людях, мы не стремились п р о н и к н у т ь в глубь описываемых явлений. Ес ли мы писали о Кузнецкстрое. то v яяг бы ло стремление охватить Btecb К у з н р н м с т о о й в целом, тогда как н у ж н о было локализо вать внимание на каком-нибудь у«я«-тке Кузнецкстрря. с тем чтобы этот участок был 1 ияуч| 1 *н ло конца и отписан с поддель ной тщательностью, с исчерпывающей пол нотой. Может быть нужно было описать только двух-тоех люл 1 рй. Н р этих люлей следова ло дать r борьбе, в сложном переплете про тиворечий. и тогда В ИХ МЯЛОМ мире. как В капле роды, отпаялся бы весь большой мир того же самого Кузнецкстооя. Все сказанное можно подтвердить опытом очеркиста В. Моачковокого. Книжка его «На лесах Кузнецкстроя» как раз стремится ейватить весь Кузйе^кстрой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2