Сибирские огни, 1934, № 3

Очерк в Сибири МИХАИЛ НИКИТИН По теории очерка до сих пор нет ни од­ ной сколь-нибудь обстоятельной работы. ! Очерк, как литературный жанр, еще не изу­ чен. Мы не можем провести резкую грани- 'цу между очерком .и смежным жанром, на­ пример, рассказом. На практике к очерку установилось такое отношение: если редактору приносят плохой рассказ, он, возвращая рассказ автору, гово­ рит, что это не оассказ, а очерк. Если писа­ тель вернулся, допустим из Средней Азии, то на вопрос о том — пишет ли он рас­ сказ или повесть о Средней Азии, он отве­ чает, что для «закрепления материала» пи­ шет пока очерк, а рассказ или повесть на­ пишет потом, когда материал отстоится. Таким образом, очерк — это плохой рас­ сказ или же запись, временно закрепляю­ щая материал. Иное отношение к очерку у Андрея Бе­ лого. Он говорил, что «Мертвые души» Го­ голя есть очерк и что трагедия Гоголя есть трагедия неудавшегося очеркиста. Не нужно, конечно, вдаваться ни в пер­ вую. ни во вторую крайность. Оценим очерк так, как он этого заслуживает. Очерк — боевой, гибкий, подвижный жанр. В Сибири очерку всегда уделяли большое внимание. Здесь мы имеем длитель­ ную очерковую традицию. Обращаясь к та­ ким стаоым изданиям, как «Записки За­ падно-сибирского географического обще- < стпа», мы обнаруживаем обильный очерко-* вый материал краеведческого характера, при, чем во многих случаях очерки эти довольно высокого качества. < < Журнал «Сибирские огня» с первых же лет\ своего существования стал печатать очерки также по преимуществу краеведческого характера. Здесь нужно, прежде всего, от­ метить очерки Елены Орловой «За поляр­ ным кругом» и «Особенная жизнь». Посвя­ щенные сибирскому северу эти очерки вы­ деляются художественной четкостью и чи­ сто научной точностью описания жизни са­ моедов и остяков. Оолова умеет передавать своеобоазие северной жизни, умеет нахо­ дить блестящие детали, характеризующие экономику, быт и культуру северных на­ родностей. Сибирской же северной окраине посвяще­ на моя книжка «Путь на север». На опыте этой книги можно показать те трудности, которые возникают перед очеркнстом-крае- ведом. Попав в Туруханский край с кино- экспедицией, я был ошеломлен огромным количеством всяческих впечатлений: пей­ зажных, географических, этнографических. Нужно было как-то организовать этот ма­ териал. Я решил построить книгу в виде ли­ рического дневника, написанного молодым человеком, который только-что сошел со школьной скамьи и знает жизнь только по книжкам. На всем протяжении книги под­ черкивается сугубая книжность восприя­ тия героя. Тип его обрисован верно, с су­ губо тщательными психологическими моти­ вировками всех его действий. Книга полу­ чилась сюжетная, при чем сюжет служит в ней способом монтирования разнообраз­ нейшего материала. В этом смысле замы­ сел автора целиком оправдался. Но под­ черкивая начитанность своего героя, под­ черкивая его сугубо книжное существо, я ввел слишком много литературных цитат в свой основной текст. Остяцкие лодки на­ поминают, напоимер, герою пироги из ил­ люстраций к «Робинзону Крузо», северные люди сопоставляются с героями Джека Лондона, молодые самоеды, отправляющи­ еся на учебу в Ленинград, сейчас же пре­ вращаются в самоедских Ромео и Джуль­ етту. Конечно, автору нужно было Создать сю­ жет, но в книге хорошо наметались фигуры подлинных северных героев — строителей советского севера. Если бы автор подробнее обрисовал этих людей, если бы он свел их в процессе борьбы, ему не нужно было бы прибегать к придумыванию искусственного сюжета. Так именно поступил Вивиан Итон, напи­ савший книгу о сибирском"сенёр'е «Выход к морю». Его очерки — не только Шйтси путешественника, но и научное сочинение о морских путях севера. Прекрасно зная свой материал, Итин по всем страницам книги рассыпает такие художественные детали, которые чрезвычайно убеждают читателя. Одна из глав книги Итина «Восточный в.а-< риант». являющейся продолжением «Выхода к морю», начинается, например, так: «— Возьмем рогульки! — говорит Мюрат». Дальше Итин описывает рогульки — хит­ роумное приспособление из палок, при пос­ редстве которого китайцы-каули во Влади­ востоке носят клади- Фигуры этих китай­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2