Сибирские огни, 1934, № 3

приступам к паспортизации скота. Органи­ зуются агрокабинеты, которые станут цен­ трам агротехнической учебы. VIII. Я встретился с ним по дороге из Старой Кулунды в колхозе. Дорога шла озером, до колхоза «Верный путь» было немногим боль­ ше километра. Снег на озере, подернутый легкой льдистой коркой, слепил своей бе­ лизной, сиянием яркого, слегка морозного дня. Оголенные от снега участки льда напо­ минали собой тихие, уснувшие полыньи си­ ней 'воды. Впереди меня шел человек. Я при­ бавил шаг, догнал. На шум шагов человек повернулся, на ме­ ня глянуло добродушное 'стариковское лицо. Жиденькая бородка, свисшие усы, резко выдающиеся скулы и узкая прорезь глаз на­ поминали что-то монгольское в лице стари­ ка. — Путь куда держишь? — спросил ста­ рик, откидывая воротник тулупа. — В кол­ хоз, наверно? Видел я тебя .вчера на собра­ нии. Разговор 'был травильный насчет уст­ ройства культурного «ашей жизни. Верный, скажу, разговор. Вот кабы мне годков ма- ненько скшуть, дак и я бы грамоте научил­ ся, шибко она нужна в колхозной жизни. Л на седьмом десятке не одолеть. Туго._ Рань- ше-то гдё ее было учить, с мальих лет по батракам жизнь провели. Давай закурим, товарищ, спицы дома забыл, все ждал, кто встреч попадет, да и пойдем помаленьку. Скоро мне свою должность исполнять надо. Старик достал кисет, набил короткую с деревянным мундштуком трубку. — Какая же твоя должность? —• Ответственная моя служба, товарищ. Сторож я при хлебных колхозных амбара/. Второй год в сторожах состою и нынче от­ писало мне правленье десять процентов над­ бавки, как за хорошее качество работы. Хранитель колхозной собственности при­ курил трубку и добавил: — Это, значит, как премия, и сказали, что ты, товарищ Зудилов, Григорий Миюитич, теперь у нас значишься ударником. Спаси­ бо 'правленью за это, не обидели старика. А я так смотрю, что приставили меня к делу— долж-ен его исполнять справедливо, чтобы никаких нареканыев не 'было. Неужто я спать на посту буду? Ночью, хоть и ста­ рик, а ко всему прислушиваюсь, знаешь, ведь всякие люди есть. Осенью скирды ох­ ранял. Темень. Маненько дожжичек сеял. Слышу, будто шебаршит кто-то по полю к скирдам, и даже послышалось, конь «схрап- нул. Я это на другой конец скирды, прита­ ился, чую, есть кто-то на поле. Крикнул, а ■сам затвором чак-чак. В бердане-то один патрон был — выстрелить зря остерега­ юсь. Потом уж явственно слышу — телега поехала по полю. А зачем человек ночью к скирдам под’езжал? С добром не поедет, Вот и ходишь есюю ночь и слушаешь, слу­ шаешь. Птица какая пролетит аль зверюшка какая шебаркнет — все на слух берешь. О Григории Микитиче Зудилове я полу­ чил от председателя колхоза самый лучший отзьтв. Старик выработал 300 трудодней. Когда в колхозе еще не было' телятника, он дома выпаии 20 телят. Ни одного процента гибели. Возле амбаров у него чистота. Все ■подметено, подчищено.. Осенью, во время молотьбы каждый человек на учете. Старик ночью на охране, а днем идет помогать на ток. Хранитель колхозного добра — это новый тип .современной деревни, новый человек, родившийся вместе с колхозным строем. Это большей частью старики. Они очень не плохо выполняют свое ответственное дело, охраняя колхозное добро—свое добро. Прав­ да, по отношению к колхозным старикам еще есть в иных колхозах некоторая недо­ оценка (она частенько проскальзывает сре­ ди более молодых no возрасту колхозни­ ков). Старая сельскохозяйственная гвардия (так назвал стариков один из работников политотдела) бывает иногда «в обиде». Ста­ рики дельные, сознательно относящиеся к •колхозной жмзеи, типа Зудилова, еще не вышла из строя, они могут передать кол­ хозным полям свой многолетний опыт, по­ множенный на агротехнику сегодняшнего дня. IX. Школа колхозов им. Титова (бывший пар­ тизан, растрелянный колчаковцами) и «Вер­ ного пути» помещается в хорошем кресто­ вом доме. Правда, она тесновата для двух колхозов, два класса, комната сторожихи (она же служит и учительской). Приходится пока учить ребят на две смены. Но в проек­ те у колхозов постройка .нового здания. Те­ снота не помешала педагогам КулундинСкой школы отнестись с должным вниманием и любовью к своему делу. Их школа может служит примером для многих школ Юдин- ■окой МТС, хотя бы и Ново-пок'ров'ской. В классах, чистота, порядок, много света. На стенах карты, учебные наглядные пособия, диаграммы успеваемости ребят. Есть лите­ ратурный уполок, ленинский. В классе ке вы можете видеть изделия труда ребят, со­ бранные гербарии. Для перемены у ребят

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2