Сибирские огни, 1934, № 2
\ ♦ Книги М. Никитин. „ Безрогий носорог “ — М. Шишкевич. ___________ |________________ - ______________ основном, несомненно, идет М. Никитин к ПОВЕСТИ О СОВЕТСКОЙ СИБИРИ М. Никитин. «Безрогий носорог», М'(П, 1933 г. В тринадцати километрах от тепереш ней сибирской столицы, ,на веселом сол нечном пригорке! просторно раскинулся ста ринный город. Ленивое и круглое имя это го города произносится по слогам: — Ко-лы-вань. Так начинается повесть «Колывань», — одна из четырех, составляющих сборник «Безрогий носорог». Повесть датирована 1928 годом. Вторая и наиболее значитель ная вещь (Сборника «Марина» .отмечена 1926 годом. Таким образом семилетний путь молодого беллетриста— за этими двумя сот нями страниц, собранных в книге. Печатаясь давно в «Сибирских огнях» и сборниках, М. Никитин в аовой выпущен ной МТП книге, отдает :на общественный суд свое лучшее, наиболее зрелое, наибо лее l i r a автора характерное. И первое, о чем хочется говорить, п р о читав книгу, это о строгой работе над сло вом, об языковой культуре, которой автор успел овладеть в кропотливой, должнр быть, в тщательной работе над собой. .Язык повестей М.' Никитина течет плав но, как текут полноводные сибирские ре ки. Он чужд манерничанля, вычурности, но образен настолько, насколько это нужно автору для раскрытия темы. А ведь это очень радует, когда от произведения не несет «литературщиной». «Я живу теперь в дальнем ‘ городе. В те ночи, когда над аспидными крыша ми домов встает незнакомая луга, я вспо минаю о красноярских полях и о Марине. Я сочинил даже очень плохие стихи о женщине, идущей полевыми проселками, и о зеленом могильном холмике, от которого лукный свет расстилается по нивам широ кими 1и белыми холстами. Жизнь дает мне право досказать судьбу Марины, спокойными словами прозы». Так пишет М. Никитин о самом себе, о своих творческих исканиях в повести «М а рина». Автор не совсем прав в своей самооцен ке-. П роза его еще не вполне спокойна. В ней еще много лирической взволнованно сти, достаточно импрессионизма, хотя в прозе реалистическои. На данной стадии своего развития стиль М. Никитина находится на грани между романтикой и реализмом. Мировоззрение писателя не чуждо .некоторых элементов идеализма (а отсюда и тяготение к роман тике и суб ’ективизму), т о оно переламыва ется в сторону материалистического осмы сления советской действительности. Расширяя и углубляя свой кругозор, М. Никитин тяготеет к реалистическому воспроизведению то.го богатейшего мате риала, который дала ему советская, социа листическая Сибирь. От этой двойственности стиля М. Ники тина исходят его сильные и слабые сторо ны. Полуромантик, лолуреалист в своем творческом методе, он не всегда уверен .в выборе пути от (материала к образу. От сюда колебания между лирико-романтиче ской повестью («Марина») и фиксацией фактов аз полуочеркистском, нолубеллетрн- стическом плане («Безрогий носорог»). Вырастает .М. Никитин как писатель од ной темы: о человеке, переделывающемся в условиях революции в специфических условиях отдаленных окраин, где природа, этнография, исторически сложившийся клад накладывает свой отпечаток на со- иадиетическое строительство. В показе своеобразия социалистической стройки в Сибири у М. Никитина обнаруживается много нового, еще не освоенного литера турой и интересного, не только тематиче ски, поскольку новому материалу сопут ствует и свежая индивидуально трактовка. Материал- по.вестей М. Никитина — ста рая и новая, советская Сибирь. Край необ’- ятных просторов и суровой тайги, могу чих рек и неизведанных гор. И там, г;.с звенели кандалы и пелись песни каторжан о суровом Байкале, сказочно быстро возни кают города, закладываются- угольные шахты, и советский трактор бороздит огромные залежи впервые поднимаемой це лины. Масштабы и темпы строительства исклю чительны ‘даже для СССР — и в этом своеобразие строительства. И, та <ряду с этим, в глубинах таежных лесов невыкор- чеванные еще революцией тысячелетние пни отсталости. Тунгус еще анимист, он еще верит в тотем, он просит грамоту на владение землей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2