Сибирские огни, 1934, № 2

\ ♦ Книги М. Никитин. „ Безрогий носорог “ — М. Шишкевич. ___________ |________________ - ______________ основном, несомненно, идет М. Никитин к ПОВЕСТИ О СОВЕТСКОЙ СИБИРИ М. Никитин. «Безрогий носорог», М'(П, 1933 г. В тринадцати километрах от тепереш­ ней сибирской столицы, ,на веселом сол­ нечном пригорке! просторно раскинулся ста­ ринный город. Ленивое и круглое имя это­ го города произносится по слогам: — Ко-лы-вань. Так начинается повесть «Колывань», — одна из четырех, составляющих сборник «Безрогий носорог». Повесть датирована 1928 годом. Вторая и наиболее значитель­ ная вещь (Сборника «Марина» .отмечена 1926 годом. Таким образом семилетний путь молодого беллетриста— за этими двумя сот­ нями страниц, собранных в книге. Печатаясь давно в «Сибирских огнях» и сборниках, М. Никитин в аовой выпущен­ ной МТП книге, отдает :на общественный суд свое лучшее, наиболее зрелое, наибо­ лее l i r a автора характерное. И первое, о чем хочется говорить, п р о ­ читав книгу, это о строгой работе над сло­ вом, об языковой культуре, которой автор успел овладеть в кропотливой, должнр быть, в тщательной работе над собой. .Язык повестей М.' Никитина течет плав­ но, как текут полноводные сибирские ре ­ ки. Он чужд манерничанля, вычурности, но образен настолько, насколько это нужно автору для раскрытия темы. А ведь это очень радует, когда от произведения не несет «литературщиной». «Я живу теперь в дальнем ‘ городе. В те ночи, когда над аспидными крыша­ ми домов встает незнакомая луга, я вспо­ минаю о красноярских полях и о Марине. Я сочинил даже очень плохие стихи о женщине, идущей полевыми проселками, и о зеленом могильном холмике, от которого лукный свет расстилается по нивам широ­ кими 1и белыми холстами. Жизнь дает мне право досказать судьбу Марины, спокойными словами прозы». Так пишет М. Никитин о самом себе, о своих творческих исканиях в повести «М а ­ рина». Автор не совсем прав в своей самооцен­ ке-. П роза его еще не вполне спокойна. В ней еще много лирической взволнованно­ сти, достаточно импрессионизма, хотя в прозе реалистическои. На данной стадии своего развития стиль М. Никитина находится на грани между романтикой и реализмом. Мировоззрение писателя не чуждо .некоторых элементов идеализма (а отсюда и тяготение к роман­ тике и суб ’ективизму), т о оно переламыва­ ется в сторону материалистического осмы­ сления советской действительности. Расширяя и углубляя свой кругозор, М. Никитин тяготеет к реалистическому воспроизведению то.го богатейшего мате­ риала, который дала ему советская, социа­ листическая Сибирь. От этой двойственности стиля М. Ники­ тина исходят его сильные и слабые сторо ­ ны. Полуромантик, лолуреалист в своем творческом методе, он не всегда уверен .в выборе пути от (материала к образу. От­ сюда колебания между лирико-романтиче­ ской повестью («Марина») и фиксацией фактов аз полуочеркистском, нолубеллетрн- стическом плане («Безрогий носорог»). Вырастает .М. Никитин как писатель од­ ной темы: о человеке, переделывающемся в условиях революции в специфических условиях отдаленных окраин, где природа, этнография, исторически сложившийся клад накладывает свой отпечаток на со- иадиетическое строительство. В показе своеобразия социалистической стройки в Сибири у М. Никитина обнаруживается много нового, еще не освоенного литера­ турой и интересного, не только тематиче­ ски, поскольку новому материалу сопут­ ствует и свежая индивидуально трактовка. Материал- по.вестей М. Никитина — ста­ рая и новая, советская Сибирь. Край необ’- ятных просторов и суровой тайги, могу­ чих рек и неизведанных гор. И там, г;.с звенели кандалы и пелись песни каторжан о суровом Байкале, сказочно быстро возни­ кают города, закладываются- угольные шахты, и советский трактор бороздит огромные залежи впервые поднимаемой це­ лины. Масштабы и темпы строительства исклю­ чительны ‘даже для СССР — и в этом своеобразие строительства. И, та <ряду с этим, в глубинах таежных лесов невыкор- чеванные еще революцией тысячелетние пни отсталости. Тунгус еще анимист, он еще верит в тотем, он просит грамоту на владение землей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2