Сибирские огни, 1934, № 2

людей, требующих .кирпичей, глины или азбеста. Товарищ Щуплецов не заметил меня сра ­ зу, но когда я шагнул и встал между ним и электрической лампочкой, он узнал меня это тени и сейчас же -принялся меня ин­ структировать. — Возьмите кирпич и немного глины, обмажьте глиной кирпич и кладите его ,га место. Вот и все. Я схватил кирпич и лопатку, неловким движением обмазал глиной кирпич и место, куда он должен был лечь, и двинул его туда. Но когда тов. Щуплецов стук­ нул по нему деревянным молотком, оказа ­ лось, что кирпич лег совсем неплотно и «го пришлось переложить. Я внимательно наблюдал за работой тов. Щунлецова. П о ­ том схватил новый кирпич, обмазал гли­ ной везде, где полагалось, и стал коло­ тить по нему деревянным молотком. Но по той или другой причине, кирпич ке хотел лечь вровень с другими. Тов. Щуплецов извинился, что не об ’яс- нил мне всего сразу, вынул кирпич, подло­ жил под него кусак азбеста, двинул на ме­ сто, постукал сверху,.и дело пошло на лад. — Я все-таки добьюсь своего, — поду­ мал я. И, нетерпеливо схватив другой кир­ пич, повторил В'сю процедуру. Кирпич дей­ ствительно лег вровень с другими. Но тут тов. ЩупЛецов постучал по нему сверху деревянным молотком, и -кирпич опять вы­ ехал из ряда. — Повидимому, в этом деле есть какие- то тайны, —• сказал я -про себя, в то время как тов. Щуплецов трудился над кирпи­ чом, — ко я (Постараюсь поскорей овладеть •ими. И я взял другой -кирпич, с избытком по­ ложил азбеста и глины и -колотил по не­ му До тех пор, пока он не сравнялся с дру­ гими. —• А все-таки я добился -своего! — сказал •я тут про себя. Но тов. Щуплец-ов сильно стукнул мой кирпич сбоку и между ним и сос-вдним кирпичом брызнула глина. Он пытался •что-то сказать мне, но адский шум пневма­ тического молота делал невозможным ка­ кой бы то ни было разговор. Мой русский словарь не -слишком (Обширен, так, что я .решил продолжать -работу, кото-рая мне <была указана. Н о и -со следующими -кирпичами дело как-то не клеилась. Они или не ложились вровень с другими, или, -по той или другой причине, не укладывались в ряд. В -моей работе был какой-то из ’ян, и я решил б о ­ лее основательно изучить -метод Щупд-е- •цова. — Очин трудна! — проревел я .на ухо тов. Щупле-цо,ву, -и знаками дал ему по­ нять, что я еще р а з хочу посмотреть, как юн работает 4ам. Тов. Щуплецов понял меня и я стал смотреть. И теперь я ясно -понял то, чего ке мог -понять до -сих inop. Как ювелир выбирает острым глазом зна­ тока драгоценный -камень, так и тов. Щу- :плецав «выбирал каждый кирпич отдельно, .прикидывал его -на руке, что занимало не более -одной секунды, -одним ловким дви­ жением набрасывал глину под кирпич и обмазывал его с обеих сторон, скользя­ щим ударом двигал его на место и, -слеша нажимая на него рукой, так же тонко ощущающей -свой материал, как рука скульптора, стучал по кирпичу то сильно, то легонько, пока он не становился частью единой, крепкой и гладкой поверхности, сложенной из красивых желтых -кирпичей -в гигантской трубе, где скоро днем и ночью будет реветь нагретый до 500° воздух. — Ах ты бедный дурак! — -сказал я про себя. — Ты хочешь за пять минут овла­ деть тем, на что этот способный человек потерял 10 лет. Я понял, гаконец, что работа этих’ лю­ дей вовсе не заключалась -в каких-то не­ скольких «тайнах», которые можно было усвоить внимательным наблюдением. Нет, кладка кирпича была таким же искусством, как писательство, лепка, рисование, игра могут быть искусством, если ими занима­ ются подлинные артисты. — Ты настоящий артист, товарищ Щ у ­ плецов, — сказал я про себя, — и ты да­ же не знаешь этого. Ты думаешь, что толь­ ко писатели и скульпторы, художники и музыканты являются артистами. И ты так мало сознаешь высокое качество своей р а ­ боты, что думаешь, что и я могу спра­ виться с гей только потому, что я умею составлять из слов связные фразы.. Оба эти искусства являются своего рода мо­ заикой, созданием определенного целого, из малых единиц — в моем случае — слов, в твоем — кирпичей. -И когда я философствовал таким о б р а ­ зом, сидя (В облаке белой пыли, между к а ­ менщиками, внутри железной трубы на третьей домне Сталинска, в то время как пневматический молоток с оглушительным шум-ом вбивал ей в бок заклепку, — мои мысли скользнули в сторону, и другая, дав-, iho забытая картина, всплыла на поверхно­ сти моего сознания. Тот же резкий звон молота по железным листам, та же замкнутая атмосфера, чело­ веческие тела, работающие внутри. Артель докеров обшивала корабль из ­ нутри деревом в гавани Буэнос-Айреса одним летним утром 1920 ;г. (а здесь была зима). Там в артели также был. один н о ­ вый, неопытный человек и этим человеком был я. Я попал туда сразу -после романти­ ческой жизни ков'боя в обширных пампа­ сах Аргентины и ужасно боялся, что люди, которые были здесь, заметят, как мало я знаком с работой, и вышвырнут меня из артели (в то время я не был писателем, а просто молодым человеком, пытающимся найти свое место в жизни). .. Я работал во всю мочь, все время по­ глядывая на рабочих. Обши-в-ать ко-рабль изнутри досками (для того, чтобы зерно в трюме .не приходило в соприкосновение с железными листами) -вовсе не так трудно, как выкладывать изнутри кирпичами тру­ бу доменной печи. Я ск ор о усвоил это ре­ месло и развивал все большую и большую ско-оость, .перестав уже оглядываться на соседей. Работая с таким остервенением, я вне-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2