Сибирские огни, 1934, № 2
Мы имеем в виду «плановые» идеи от дельных буржуазных экономистов XX ве ка, высказывания их еще перед войной1и революцией. Так, -например, Отмор Шпонн, один .из крупнейших представителей так называемой социально-органической школы,v в последнее время видный герман ский националист и фашист. Ярый сторон ник вмешательства государства в хозяй ственную жизнь, Шпонн еще в 1916 г. да ет концепцию, близкую к фашистской идее корпоративного государства. Народное хозяйство выступает по Шпон-- ну как единое целое, построенное на прин ципе субординации (подчинение части це лому), гармонии (отсутствие -противоречий) и преследующее определенную цель. Ие трудно расшифровать содержание этой формулировки. Принцип гармонии означа ет отсутствие классовых противоречий, означает, что вое к лучшему в наилучшем из обществ — капитализме. Принцип су бординации означает неограниченные пол номочия капиталистического- государства, беспрекословное (подчинение, воловью по корность трудящихся -классов. Все это — для достижения какой-то высшей цели в хозяйстве, которую реакционер и -национа лист Шпонн формулирует как «националь ное развитие». На нашем языке это означа ет империалистические устремления герман ской буржуазии и юнкерства. Это «гармо ническое» целеустремленное, хозяйство нуж дается, по Ш-понну, в плановом руковод стве. Критикуя бесплановост,ь современно го .капитализма, Шпонн предвозвещает н а ступление «нового феодализма». Последний складывается в недрах, капиталиама, на основе развития картелей, трестрв, п роф союзов . Соглашения картелей и проф сою зов, принудительно устанавливаемые госу дарством, будут ячейками нового строя. Они .охватят все хозяйство и будут его планово регулировать. Не требуется особых комментариев длй расшифровки этой теории «планового х о зяйства». Самая откровенная апологетика нацирнального шовинизма и империализ ма, решительное отрицание классовых про тиворечий, бешеная ненависть к классовой борьбе пролетариата, неограниченная власть капиталистического государства — таково 'содержание «плана» Отмара Шп-онна, сущ ность этого варианта теории организован ного капитализма. Фашистская, «хартия труда», декларирую щая основы 'корпоративного государства, фактически воспроизводит идеи Шпонна, «Нация является организмом, ставящим пе-, ред собой высшие цели, живущим более высокими помыслами, прибегающим к б о лее достойным -средствам, чем индивид или группа индивидов, из-которых она состо ит. Она представляет -собой моральное, по литическое и хозяйственное единство, пол^ иостью олицетворяющееся в фашистском государстве». Торжественно переименовав капиталиста в «организатора хозяйственного предприя тия, ответственного перед государством за ведение своего хозяйства» («хартия тру да»), об ’явив, что «в фашистской система рабочие не являются более эксплоатируе-, мыми, а оотрудниками-производителями»- (речь Муссолини), итальянский фашизм ре- шительно подчеркивает' неприкосновенность- частной собственности и частнохозяйствен ной инициативы. «Великая корпоративная? реформа», фактически уничтожив п р оф о р ганизации, установив принудительное регу лирование зарплаты капиталистическим го сударством, «планово» снизив зарплату р а бочего класса, ни на йоту не ограничила анархии производства. Об этом свидетель ствует экономический 'Кризис, свиренствую- щи’й в Италии'не меньше, чем в других" ка питалистических странах. - Как видим, теория планирования капи тализма возникла еще до кризиса. Но & условиях кризиса эта теория стала особен но .модной, приняла «эпидемический харак тер». Пока современный кризис мыслился7 буржуазными теоретиками и практиками, как быстро проходящее явление, как ре зультат случайных неполадок в кредите й’ торговле, идея «планирования» капитализ ма не была -столь популярна в буржуаз ных кругах^ Надежды возлагались больше- на поощрение частной инициативы, на ав томатическое' действие рыночной -стихии. Катастрофическое наростание кризиса, на ряду с успехами планового хозяйства ® СССР, стимулировало поворот буржуазной’ 'экономической мысли в сторону "идеи'пла нирования народного хозяйства. Ярким] примером такого обращения из Савла в Павла является 'бывший президент США Гувер. Старомодней американец, на сто про центов ярый сторонник частной инициати вы и -враг всякого государственного регу лирования в народном хозяйстве, Гувер 9 1922 г. по-своему «приветствовал» суще ствование СССР, заявляя: «В России... в погоне за осуществление»’ социальной теории уничтожен важнейший импульс заинтересованности индиввдуума я производстве. Хотя -осуществление' социа лизма и сопровождалось неслыханным')* бедствиями, реками крови, экономическими -и политическими заблуждениям^, оно р аз билось о скалу разрушенного производ ства и морального вырождения. Я уверен, что миру нужна 'была эта демонстрация». Не допуская мысли о плановом хозяй стве, “Гувер надеялся, что неизбежный (по- его мнению) крах советской власти на глядно покажет миру неосуществимооть- социалистичеекого планового производства. Как видим, жизнь, жестоко обманувшая на дежды Гувера, дала демонстрацию в об ратном направлении. Еще в 1928 г. Гувер- заявлял: «Правительство не должно вмешиваться в экономическую деятельность своих граж дан. Такие действия ослабляют предприим чивость и инициативу, которые прославили Америку и которые являются основой н а ших преимуществ по сравнению с другим» народами мира». Поистине, как мало прожито, Как много- пережито. Несколько лет кризиса выдвину ли иные настроения, иные мотивы. Ряд американских буржуа видят преимущества! уже не в неограниченной свободе предпри нимателя, а, «апротив, в государственной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2