Сибирские огни, 1934, № 2
Одзит- из крупнейших знатоков севера профессор В. Ю. Визе, после выхода книги в свет, писал Вивиану Итину следующие строки: «Я прочитал «Морские пути с о ветской Арктики» с большим интересам. Я считаю, что вы дали веские доказательства в пользу существования аппозиции состо яния льдов на западе и на востоке, а п о этому ваша книга, помимо ее литературных достоинств, заслуживает несомненного вни мания и в паучком отношении». Эта книга В. Итина еще больше подчер кивает исключительное своеобразие творчес скоро развития художника, тесно связан ного с советской действительностью. В по следних книгах писателя один и неизмен ный герой, сама жизнь, радость преодоле ния препятствий в практической борьбе за великое общечеловеческое дело. Гелий мечтал когда-то о возможности «расплавить засовы, уничтожить тюремщи ков, оовободить человечество» при помощи онтэита и электрического оружия. Прошло всего шестнадцать лет, и то, что казалось хотя бы относительно вероятным только в условиях гипнотического транса, стало се годня повседневным творческим делом мил лионов трудящихся. Засовы давно' расплав лены, тюремщики уничтожены, и пролета риат с «электрическим оружием» в руках, под руководством коммунистической пар тии, победоносно завоевывает земные нед ра, строптивые реки, мертвые пустыни, ар ктические льды, стратосферу. Зачастую художественный очерк, четко зарисовывающий явления советской дейст вительности, самым своим содержанием выдвигается за пределы формальных опре делений этого жанра, превращаясь в яркую фантастику. Жизнь обогащает литературу и писателя, если писатель идет в ногу с ней, а не отсиживается в тиши кабинета за схоластическими поисками универсальной формулы ее художественного воссоздания. Я уже говорил, что очерк в творчестве В. Итина пришел на смену «большим» жан рам, на ряду с отходом писателя от старых творческих увлечений, детерменированных идеалистическими элементами его .мировоз зрения. На первых этапах творчества фан тастическая повесть сменила стихи. Фанта стику вытеснила романтика, появились дра матические набросокн, снова стихи, терци ны, чуть ли не триолеты («Кто смерть ви дал» 1922 г.) и, наконец романтические по вести. Богатство жанров здесь граничило с растерянностью. Иное дело — во второй части писатель ского пути. Очерк прочно вошел в творче ский обиход В. Итина. Правда, здесь мы точно так же наблюдали обращение писа теля то к памфлету, то, наконец, к научно- исследовательскому трактату, но теперь та или иная форма возникала под .прямым в о з действием жизни, .в то зремя как раньше дело решалось в первую очередь формаль ными исканиями. В- номерах «Сибирских огней» за 1933 г. •напечатаны главы из новой книги В. Ити на «Восточный вариант». Это —-снова очер ки, на этот р а з о восточной части М орско го северного пути. По опубликованным гла вам пока трудно судить о всей., книге, од-* нако, уже сейчас можно отметить высокие" художественные достаимсгаа текста, бога- ' тые выразительные оредсгва писателя. Уж е сейчас можно говорить о заметном движе- нии В. Итина вперед сравнительно с книгой «Выход к морю». «Восточный вариант» примечателен еще тем, что его возникновение можно было*1 . предугадать в практике В. Итина по Tew1 замечаниям о беспризорности колымских- рейоов, о слабой изученности восточной ча сти Северного пути, которые мы «еоднок- . ратно встречали во всех предыдущих кни гах В. Итина об Арктике. В. Итин прошел сложную и очень инте- • •ре-оную часть своего творческого пути. «Искатель чудес невероятных и прек расных» скоро увидел, что жизнь в стране,-- строящей социалистическое общество, сво ей -яркой полноценностью начисто исклю чает для художника какую бы то ни было* необходимость в духовных наркозах и гил-- нотичеЖяих трансах. Однако, очерк — очерком, а талантли вость писателя, -богатст-во его выразитель ных средств, наконец, его творческий лейт мотив, целиком отвечающий задачам соци алистического общества, заставляют поста-' вить .вопрос о дальнейшем развитии .писа теля под знак его возврата к «большим» жанрам, 'на основе овладения творческими’' методами социалистического реализма. С трибуны читательской конференции, в-- -отдельных отзывах рабочих-читателей мьг< неоднократно слышали требование к Итину, ■ пользующемуся крупной популярностью у сибирских рабочих читателей, показать в больших художественных полотнах п р оц е с с ' превращения Сибири -из каторжной царской- колонии в одну из богатейших областей’- социалистической страны. «Завершение -строительства в т о р о й-’ у г о л ь н о - м е т а л л у р г и ч е с к о й б а - з ы С ою за — Урало-кузнецкого комбината,.- на строительство которого направляется вс втором пятилетии -около четверти капита ловложений в народное хозяйство СССР и :> более одной трети всех капиталовложений в тяжелую промышленность. Урало-кузнец кий комбинат должен дать в 1937 г., треть продукции черной металлургии, больше чет верти общей угледобычи страны, одну ше стую производства электроэнергии район ными электростанциями и около 10' пр-оц. продукции машиностроения1 (из резолюции1 XV-II с’езда ВК-П(б) по докладу тт. Молото ва и Куйбышева). «Лучшие образцы трудового героизма и- энтузиазма на -основе под’ема на высший уровень социалистического соревнования » ударничества должны стать в годы второй’■ пятилетки правилом для каждого рабочего, каждого колхозника» (из тезисов тт. Ф. Грядинского, В. Тиунова и М. Рухи- мовича)1. 1 Цитирую по «Советской Сибири» ov~ 1 яя-варя 1934 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2