Сибирские огни, 1934, № 2

Одзит- из крупнейших знатоков севера профессор В. Ю. Визе, после выхода книги в свет, писал Вивиану Итину следующие строки: «Я прочитал «Морские пути с о ­ ветской Арктики» с большим интересам. Я считаю, что вы дали веские доказательства в пользу существования аппозиции состо­ яния льдов на западе и на востоке, а п о ­ этому ваша книга, помимо ее литературных достоинств, заслуживает несомненного вни­ мания и в паучком отношении». Эта книга В. Итина еще больше подчер­ кивает исключительное своеобразие творчес скоро развития художника, тесно связан­ ного с советской действительностью. В по­ следних книгах писателя один и неизмен­ ный герой, сама жизнь, радость преодоле­ ния препятствий в практической борьбе за великое общечеловеческое дело. Гелий мечтал когда-то о возможности «расплавить засовы, уничтожить тюремщи­ ков, оовободить человечество» при помощи онтэита и электрического оружия. Прошло всего шестнадцать лет, и то, что казалось хотя бы относительно вероятным только в условиях гипнотического транса, стало се­ годня повседневным творческим делом мил­ лионов трудящихся. Засовы давно' расплав­ лены, тюремщики уничтожены, и пролета­ риат с «электрическим оружием» в руках, под руководством коммунистической пар ­ тии, победоносно завоевывает земные нед­ ра, строптивые реки, мертвые пустыни, ар ­ ктические льды, стратосферу. Зачастую художественный очерк, четко зарисовывающий явления советской дейст­ вительности, самым своим содержанием выдвигается за пределы формальных опре­ делений этого жанра, превращаясь в яркую фантастику. Жизнь обогащает литературу и писателя, если писатель идет в ногу с ней, а не отсиживается в тиши кабинета за схоластическими поисками универсальной формулы ее художественного воссоздания. Я уже говорил, что очерк в творчестве В. Итина пришел на смену «большим» жан­ рам, на ряду с отходом писателя от старых творческих увлечений, детерменированных идеалистическими элементами его .мировоз­ зрения. На первых этапах творчества фан ­ тастическая повесть сменила стихи. Фанта­ стику вытеснила романтика, появились дра­ матические набросокн, снова стихи, терци­ ны, чуть ли не триолеты («Кто смерть ви­ дал» 1922 г.) и, наконец романтические по­ вести. Богатство жанров здесь граничило с растерянностью. Иное дело — во второй части писатель­ ского пути. Очерк прочно вошел в творче­ ский обиход В. Итина. Правда, здесь мы точно так же наблюдали обращение писа­ теля то к памфлету, то, наконец, к научно- исследовательскому трактату, но теперь та или иная форма возникала под .прямым в о з ­ действием жизни, .в то зремя как раньше дело решалось в первую очередь формаль­ ными исканиями. В- номерах «Сибирских огней» за 1933 г. •напечатаны главы из новой книги В. Ити­ на «Восточный вариант». Это —-снова очер­ ки, на этот р а з о восточной части М орско­ го северного пути. По опубликованным гла­ вам пока трудно судить о всей., книге, од-* нако, уже сейчас можно отметить высокие" художественные достаимсгаа текста, бога- ' тые выразительные оредсгва писателя. Уж е сейчас можно говорить о заметном движе- нии В. Итина вперед сравнительно с книгой «Выход к морю». «Восточный вариант» примечателен еще тем, что его возникновение можно было*1 . предугадать в практике В. Итина по Tew1 замечаниям о беспризорности колымских- рейоов, о слабой изученности восточной ча­ сти Северного пути, которые мы «еоднок- . ратно встречали во всех предыдущих кни­ гах В. Итина об Арктике. В. Итин прошел сложную и очень инте- • •ре-оную часть своего творческого пути. «Искатель чудес невероятных и прек­ расных» скоро увидел, что жизнь в стране,-- строящей социалистическое общество, сво­ ей -яркой полноценностью начисто исклю­ чает для художника какую бы то ни было* необходимость в духовных наркозах и гил-- нотичеЖяих трансах. Однако, очерк — очерком, а талантли­ вость писателя, -богатст-во его выразитель­ ных средств, наконец, его творческий лейт­ мотив, целиком отвечающий задачам соци­ алистического общества, заставляют поста-' вить .вопрос о дальнейшем развитии .писа­ теля под знак его возврата к «большим» жанрам, 'на основе овладения творческими’' методами социалистического реализма. С трибуны читательской конференции, в-- -отдельных отзывах рабочих-читателей мьг< неоднократно слышали требование к Итину, ■ пользующемуся крупной популярностью у сибирских рабочих читателей, показать в больших художественных полотнах п р оц е с с ' превращения Сибири -из каторжной царской- колонии в одну из богатейших областей’- социалистической страны. «Завершение -строительства в т о р о й-’ у г о л ь н о - м е т а л л у р г и ч е с к о й б а - з ы С ою за — Урало-кузнецкого комбината,.- на строительство которого направляется вс втором пятилетии -около четверти капита­ ловложений в народное хозяйство СССР и :> более одной трети всех капиталовложений в тяжелую промышленность. Урало-кузнец­ кий комбинат должен дать в 1937 г., треть продукции черной металлургии, больше чет­ верти общей угледобычи страны, одну ше­ стую производства электроэнергии район­ ными электростанциями и около 10' пр-оц. продукции машиностроения1 (из резолюции1 XV-II с’езда ВК-П(б) по докладу тт. Молото­ ва и Куйбышева). «Лучшие образцы трудового героизма и- энтузиазма на -основе под’ема на высший уровень социалистического соревнования » ударничества должны стать в годы второй’■ пятилетки правилом для каждого рабочего, каждого колхозника» (из тезисов тт. Ф. Грядинского, В. Тиунова и М. Рухи- мовича)1. 1 Цитирую по «Советской Сибири» ov~ 1 яя-варя 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2