Сибирские огни, 1934, № 2

«Южный ветер, подуй! Вот когда моряки просят штор­ ма!» («Рыркарпий — Моржовый мыс», «Сиб. огни», № 3-4, 1933 .г., стр. 63). Советская литература никогда не пресле­ довала развлекательных целей. Высокая идейная нагрузка большинства произведе­ ний советских писателей назначена помочь широчайшим массам прудящихся правильно осмыслить сущность всех перемен, внесен­ ных в жизнь людей великой пролетарской революцией. Такие явления, ,как подготов­ ляющийся всероссийский -с’езд советских писателей, конкурс на лучшую пьесу, объяв­ ленный Совнаркомом Союза, достаточно красноречиво говорят о том, что литерату­ ра стала родным делом миллионов рабочих и колхозников, что она нужга так же, как комбайны, тракторы и научные/ учреждения. Вспомните историю коллективных чтений «Поднятой целины» М. Шолохова в тысячах колхозах и совхозах , и уже не останется . никаких 'Сомнений относительно той гро ­ мадной роли, которую советская литерату­ ра , создаваемая на основе социалистическо­ го реализма, играет в социалистическом строительстве. При том колоссальном размахе культур­ ных завоеваний, который является одной из характерных черт нашей великой' эпохи, требования трудящихся к литературе все время возрастают. Рабочий читатель ищет в повести, в романе ие только верного и глубокого отражения действительности. Книга должна быть учителем и верным проводником вперед к бесклассовому об ­ ществу; о котором лучшие люди прошлых столетий могли лишь мечтать и которое у нас, в Советской стране, к концу второй пятилетки станет уже реальным фактом. Исключительный успех таких книг, как «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, не­ бывалый спрос на популярно-гвучную ли­ тературу, наконец, вполне определившаяся тяга многих писателей к разработке в ху­ дожественных произведениях блестящих открытий советских ученых и изобретате­ лей, — весь этот круг явлений характери­ зует еще одну из важнейших задач совет­ ской художественной литературы, задачу, заключающуюся в том, чтобы помочь р аб о ­ чему, колхознику, рабфаковцу и красноар­ мейцу стать при помощи художественных произведений на уровень культурных заво­ еваний эпохи во всех областях человече­ ского знания и творческого опыта. Заметим, кстати, что изложение научных взглядов в поэтической форме мы встре­ чали почти на всех этапах человеческо,й истории. Еще античные астрономы Манилий и Германик облекли свои научные опыты в ф орму дидактической ч п.«мы. Философ Эразм Роттердамский, Джордано Бруно, наконец, Гете с его «Метаморфозой расте­ ний», следуя совету Лукреция «учение это в сладких; и звучных стихах Пиэрид изло­ жить», пытались сделать «тайны» науки до­ стоянием своих читателей. На пути разрешения этой высокой и п о ­ четной задачи Вивиан Итин сделал чрезвы­ чайно интересный шаг, написав книгу о морских путях советской Арктики. Книгж была издана в 1933 г. «Обществом изучения» советской Азии». Примечателен уже самый факт издания книги научным обществом. Очень условно она может быть названа» очерком. Ее раздел о колебаниях ледовито- сти и законе оппозиции, занимающий боль­ шую половину всей работы, представляет собой увлекательно изложенное научное- исследование данного в оп р о с а «Установление общих для всей. Арктики) законов, — пишет Итин, — обусловливаю­ щих изменчивость -прибережных полярных, морей, то крайне ледовитых, то безледных. и вполне проходимых в навигационное вре­ мя года, интересно не только в теоретиче­ ском, но и в практическом отношении как. для руководства рейсами к устьям сибир­ ских рек, так и для долгосрачньгх предска­ заний поподы» («Морские пути советской:* Арктики», стр. 29). Обстоятельно изучив северные полярные' моря и богатый опыт колымских и карских экспедиций, 'нарисовав перед читателем) весь комплекс особенностей 'навигационной;, работы в Арктике и трудностей, тормозя-, щих дальнейшее освоение Морского север­ ного пути, пролегающего от северных бере­ гов Норвегии и моря Баренца к Беринго­ ву проливу, В.-Итин в таком именно кон- ^ тексте предпринимает исследование о коле- баниях ледовитости в наших северных мо­ рях. Писатель привлекает для этой интерес­ нейшей работы богатейшие материалы из» истории навигации по маршрутам М ор ск о ­ го северного пути, подвергая изучению ус-- ловия, в которых проходили плавания, ю систематизируя все наблюдения арктических .мореплавателей над состоянием льдов » разные годы на путяхЧфохождения карских и колымских экспедиций. К сожалению, до начала XX века мате­ риалы эти носят случайный отрывочный характер. Средневековые да и более почд- ние мореплаватели мало заботились об и з у ­ чении морей, плавая, главным образом, «дляз прибытку». Это значительно сузило размах:, исследования, предпринятого В. Итиным. Пришлосы оперировать данным-и тридца­ ти двух последних лет. Исходной точкой р а ­ боты была мысль о том, что «большое зна­ чение для выяснения истинного характерам колебания ледовитости полярных морей приобретает сравнение этих колебаний в- различных частях Арктики». Результаты не- , следования показали, что «.противотголож- «ость (оппозиция) в состоянии льда на пу­ ти карских экспедиций и колымских рей­ сов выражена очень ярко», — в годы наи­ большей ледовитости Карского моря вос­ точная часть Морского северного пути ж. востоку от Колымы к Беринговому проливу бывала почти свободна от льдов и, наобо­ рот, значительная ледоэитость в восточных, водах советской Арктики, как правило, сов­ падала с резким надгнием размеров леде­ нитости в Карском море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2