Сибирские огни, 1934, № 2
«Южный ветер, подуй! Вот когда моряки просят штор ма!» («Рыркарпий — Моржовый мыс», «Сиб. огни», № 3-4, 1933 .г., стр. 63). Советская литература никогда не пресле довала развлекательных целей. Высокая идейная нагрузка большинства произведе ний советских писателей назначена помочь широчайшим массам прудящихся правильно осмыслить сущность всех перемен, внесен ных в жизнь людей великой пролетарской революцией. Такие явления, ,как подготов ляющийся всероссийский -с’езд советских писателей, конкурс на лучшую пьесу, объяв ленный Совнаркомом Союза, достаточно красноречиво говорят о том, что литерату ра стала родным делом миллионов рабочих и колхозников, что она нужга так же, как комбайны, тракторы и научные/ учреждения. Вспомните историю коллективных чтений «Поднятой целины» М. Шолохова в тысячах колхозах и совхозах , и уже не останется . никаких 'Сомнений относительно той гро мадной роли, которую советская литерату ра , создаваемая на основе социалистическо го реализма, играет в социалистическом строительстве. При том колоссальном размахе культур ных завоеваний, который является одной из характерных черт нашей великой' эпохи, требования трудящихся к литературе все время возрастают. Рабочий читатель ищет в повести, в романе ие только верного и глубокого отражения действительности. Книга должна быть учителем и верным проводником вперед к бесклассовому об ществу; о котором лучшие люди прошлых столетий могли лишь мечтать и которое у нас, в Советской стране, к концу второй пятилетки станет уже реальным фактом. Исключительный успех таких книг, как «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, не бывалый спрос на популярно-гвучную ли тературу, наконец, вполне определившаяся тяга многих писателей к разработке в ху дожественных произведениях блестящих открытий советских ученых и изобретате лей, — весь этот круг явлений характери зует еще одну из важнейших задач совет ской художественной литературы, задачу, заключающуюся в том, чтобы помочь р аб о чему, колхознику, рабфаковцу и красноар мейцу стать при помощи художественных произведений на уровень культурных заво еваний эпохи во всех областях человече ского знания и творческого опыта. Заметим, кстати, что изложение научных взглядов в поэтической форме мы встре чали почти на всех этапах человеческо,й истории. Еще античные астрономы Манилий и Германик облекли свои научные опыты в ф орму дидактической ч п.«мы. Философ Эразм Роттердамский, Джордано Бруно, наконец, Гете с его «Метаморфозой расте ний», следуя совету Лукреция «учение это в сладких; и звучных стихах Пиэрид изло жить», пытались сделать «тайны» науки до стоянием своих читателей. На пути разрешения этой высокой и п о четной задачи Вивиан Итин сделал чрезвы чайно интересный шаг, написав книгу о морских путях советской Арктики. Книгж была издана в 1933 г. «Обществом изучения» советской Азии». Примечателен уже самый факт издания книги научным обществом. Очень условно она может быть названа» очерком. Ее раздел о колебаниях ледовито- сти и законе оппозиции, занимающий боль шую половину всей работы, представляет собой увлекательно изложенное научное- исследование данного в оп р о с а «Установление общих для всей. Арктики) законов, — пишет Итин, — обусловливаю щих изменчивость -прибережных полярных, морей, то крайне ледовитых, то безледных. и вполне проходимых в навигационное вре мя года, интересно не только в теоретиче ском, но и в практическом отношении как. для руководства рейсами к устьям сибир ских рек, так и для долгосрачньгх предска заний поподы» («Морские пути советской:* Арктики», стр. 29). Обстоятельно изучив северные полярные' моря и богатый опыт колымских и карских экспедиций, 'нарисовав перед читателем) весь комплекс особенностей 'навигационной;, работы в Арктике и трудностей, тормозя-, щих дальнейшее освоение Морского север ного пути, пролегающего от северных бере гов Норвегии и моря Баренца к Беринго ву проливу, В.-Итин в таком именно кон- ^ тексте предпринимает исследование о коле- баниях ледовитости в наших северных мо рях. Писатель привлекает для этой интерес нейшей работы богатейшие материалы из» истории навигации по маршрутам М ор ск о го северного пути, подвергая изучению ус-- ловия, в которых проходили плавания, ю систематизируя все наблюдения арктических .мореплавателей над состоянием льдов » разные годы на путяхЧфохождения карских и колымских экспедиций. К сожалению, до начала XX века мате риалы эти носят случайный отрывочный характер. Средневековые да и более почд- ние мореплаватели мало заботились об и з у чении морей, плавая, главным образом, «дляз прибытку». Это значительно сузило размах:, исследования, предпринятого В. Итиным. Пришлосы оперировать данным-и тридца ти двух последних лет. Исходной точкой р а боты была мысль о том, что «большое зна чение для выяснения истинного характерам колебания ледовитости полярных морей приобретает сравнение этих колебаний в- различных частях Арктики». Результаты не- , следования показали, что «.противотголож- «ость (оппозиция) в состоянии льда на пу ти карских экспедиций и колымских рей сов выражена очень ярко», — в годы наи большей ледовитости Карского моря вос точная часть Морского северного пути ж. востоку от Колымы к Беринговому проливу бывала почти свободна от льдов и, наобо рот, значительная ледоэитость в восточных, водах советской Арктики, как правило, сов падала с резким надгнием размеров леде нитости в Карском море.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2