Сибирские огни, 1934, № 2
знающая .не рассуждает, что само морепла- твание через оную безопаснее быть мо- ж е т». Обстоятельно изучив Северный морской путь, В. Итин начинает решительную борь б у с проектами «Комиссии содействия с о оружению Великого северного пути» на су ше, а вернее с .проектами художника Бори сова, прячущегося за спиной этой комис сии. В сборнике «Какой путь?» появляется ост рый -и негодующий памфлет В. Итина «Ху дожественный проект и задачи дня». В о оружившись цифрами, прекрасными фото- лрафиями, используя свою широкую эруди цию в области научной и экономической ли тературы по вопросам изучения севера, пи сатель окончательно разбивает авторов пре словутого яроекта. «Проект» магистрали трех океанов» нашел •смутное одобрение, — писал Итин, — осно ванное на чисто образных представлениях. Энтузиазм «великого» вполне понятен. На самом же деле, авторы проекта, говоря о -«мировом маоштабе», смотрят на мир с жолокольки отнюдь не великого — Вели- жого Устюга. Маленький городок, возведен ный в сан мирового центра, не мог не под даться соблазнительной мечте. Он .бесплат н о издал сочинения прожектеров. «Надо мечтать, — писал В. И. Ленин (т. V «Что делать?»), -но так, чтобы «мечта не хватала ® сторону». Заразная бацилла про жектерства должтга быть обезврежена». Памфлет В. Итина «Художественный про- «ект и задачи дня», помимо того, что он имел, как мы видели, известное значение в разрешении одной из . крупнейших эконо мических проблем Советского Союза, ин тересе!', еще как свидетельство того, что в 'пределах очерка писатель очень быстро по чувствовал себя сильно стесненным. На протяжении нескольких лет в «Сибир ски х Огнях» печатались отрывки повести, вышедшей в 1933 г. отдельным изданием иод названием «Белый кит». В этой книге с а мым причудливым -образом сочетаются эле менты фельетона, повести, очерка. Основ ная нить сюжета — гибель судна в аркти ческих водах и спасение потерпевших ава рию . Особенная острота всей этой сюжет ной ситуации придана введением .в состав экипажа «Белого кита» некоего Печонкина, трата и убийцы, который случайно попа- ,дает в экспедицию в качестве кока бук вально в последнюю минуту перед выходом гшхуны в море, бежав от ареста. Весь экипаж «Белого кита», в конце-кон- -цов, погибает. Волны радио растекаются с и одож женой шкуны, разнося по всему миру к рики о спасении. Спасательную экспеди цию организует американская миллионерша 'ммос Хобе, возжаждавшая славы лично для ■себя и для господа бога, который по при хоти богатой ханжи обременен обязан ностью взять высокое руководство экспеди цией. Весь эпизод этот дан писателем в ■острых сатирических тонах. Американские дамы попадают в руки ловких норвежских мошенников и в результате, ,в весьма ком фортабельной обстановке, хоть и на льду, «сами ждут спасения. Н а ряду с этой комической спасательной экспедицией, из Норвегии на гидроплане- вылетает старый ученый Нордаль, большой знаток Арктики, сильно напоминающий по койного Амундсена. Гидроплан терпит ава рию, ,и ученый вместе с летчикам погибает в водах Баренцового моря. В книге рассы пано много намеков на Памятный полет 14- полюсу итальянского генерала Нобиле и знаменитой истории группы Мальмгрет а. Дзаппи и Мариано после аварии дирижаб ля «Италия». Сюжетная линия «Белого кита» развер тывается дальше следующим образом: ит Мурманска выходит Советский ледокол. После долгих поисков, связанных с боль шим риском для героических летчиков, ле докол подбирает нелепых американок и, на-' конец, — Печонкина, успевшего за непро должительное пребывание в экспедиции с о вершить ряд преступлений, по каждому и» которых он заслуживал расстрела. На последней странице этой книги В. Итина есть примечательные строки, кото рые поясняют намерения автора, допустив шего явную ошибку, заключающуюся в пренебрежении к общеизвестной истине о том, что не всякие факты, как бы правдо подобны они «и были, могут служить мате риалом для художественных обобщений. «Все это очень правдоподобно, — сказал Тимофей (выслушав историю «Белого ки та». Н. Н.), шагая от стола ik двери (четыре шага) и обратно... — Даже, я бы оказал, имеет значение, — в том смысле, что н а д о т а ж с н а р я ж а т ь э к с п е д и ц и и , ч т о бы п о т о м и х не с п а с а т ь (разрядка моя. Н. Н.). Это гораздо дешеЕ^е. И дейст вительно, можно потерять лучших людей, с тем чтобы выручить такого Стружкина- Печонкина!.. Дзаппи (офицер нобилевской экспедиции, подозреваемый в людоедстве, жертвой которого пал Мальмгрем. Н. Н.) спасен — погиб Амундсен... Но тему нельзя развертывать так, чтоб это умаляло наги долг и подвиг...» («Белый кит», стр. 78). Оговорка Тимофея отнюдь не снимает с автора книги ответственности за «поляр ный» пессимизм, особенно досадный как- раз у Вивиана Итина. Допустим, что «Бе лый кит» попадает в руки к читателю, ма ло искушенному в -вопросах Арктики. Ка кое впечатление у -него от этой книги оста нется, принимая во внимание, что читатель в праве и ме различить акцентирования ма териала путем смены жанровых интонаций? Нордаль и летчик погибли, истрачены гро мадные средства, и все это ради спасения Печонкина. Прав летчик Б. Чухновский, когда он, в предисловии к «Белому киту» пишет, что «всякий элемент авантюризма, необосно ванного риска, недостаточной подготовки, случайного подбора людей может кон читься, И « а самом деле кончается гибелью лучших работников Арктики». Но нельзя забывать, что обобщение -материала в ху дожественном произведении поднимает факты за пределы единичных случаев и тем самым наделяет их такой силой воздейст вия на читательскую психику, которая, в данном -случае, например, не всегда сыгра ет положительную роль в ознакомлении с о ветского массового читателя с Арктикой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2