Сибирские огни, 1934, № 2
рами Волконским и Годуновым и «блажен ные памяти .при государе царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси», х о дивший «с товарищами, на четырех «очах с , Колмогор в Мангазею», что этот самый Лев ка появляется всепо лишь в виде интерес ной исторической справки, своим скромным Присутствием в книге лишний раз подчер кивая фактически безвозвратный разрыв писателя с прежними его поэтическими . привязанностями. Н а смену фантастическим поэмам, терци нам и романтическим повестям в практике писателя 'пришел очерк. Эта причудливая -на первый взгляд амплитуда жанров была, отнюдь, конечно, не случайна. Отношение художника -к материалу на каждом данном •этапе его творчества определяло выбор жан ров. Поле зрения художника оказалось расчи щенным от всяких заоблачных шлаков. О с новной творческий лейтмотив В. Итина, зна комый нам уже по «Открытию Риэля», зазву- .чал теперь ‘иначе. «Пролетарская революция, —- писал . В. Итин в «Выходе к морю», — в конечном итоге, затем, чтобы направить энергию лю- -д-ей на борьбу с природой». Роль художника в этом великом деле гро мадна. Пролетарская революция, несмотря на ярое сопротивление разномастных вра гов, путем организации бесклассового о б щества открывает перед всеми трудящими ся широчайшие творческие горизонты. Ги гантские успехи первой пятилетки, которых мы добились, несмотря -па постоянную уг розу войны, несмотря на вредительства и кулацкие старания сорвать проведение коллективизации, несмотря на всякие иные трудности, показали, что только в услови ях социалистического строительства чело веческий труд становится «делом чести, до блести и геройства». Недавний раб превратился в творца ма териальных и духовных ценностей. Новый хозяин земли живет интенсивной творче ской жизнью. Даже беглый перечень резуль татов его работы на протяжении первой пя тилетки занял бы сотни страниц, но доста точно будет напомнить о таких чудесах, как Балтийоко-беломорский канал, Днепро- строй, Горьковский автозавод, достаточно вспомнить о тысячах Елтышевых, работаю щих на советских заводах, ,в колхозах и ла бораториях, о б открытиях и изобретениях академика И офф е и комсомольца Ярмоль- чука для того, чтобы понять, каким бога тейшим материалом располагает каждый с о ветский писатель, обязанный самой сущно стью своей э.похи к разработке громадных проблем социалистического строительства, к показу нового человека во весь его рост. 5. Арктика. Льдины. Нерпичья нор ка. Звери бегут, завидя форште вень. («Выход к морю»). Книга В. Итина «Выход к морю» вошла в наш книжный фонд, как блестящий очерк побед и достижений по освоению Северно го морского пути. Книга — рассказ о пу тешествии с Карской экспедицией. Из Н о восибирска по Оби к Новому порту, затем Карское море — по Енисейскому заливу к Игарскому порту и снова — по Карскому морю через Югорский шар, вокруг берегов Норвегии в седую Балтику. Сначала речной теплоход «Сибкрайкома ВКП{6)», йотом ан глийский пароход «Сингльтон Абби», затем ледокол «Красин», который из Югорского шара готовится в поход до мыса Желания. «Но полярный порт (.речь идет об Игарке. Н. Н.) интереснее полярной романтики», •— пишет В. Итин и, переселившись на норвеж. ский пароход «Рендаль», отправляется в Игарку и в увлекательном рассказе знако мит читателя со всем своеобразием Север ного морского пути, с пресловутым Карским морем, р аз и навсегда разрушая нелепую легенду о «ледяном погребе». Писатель внимательно и всесторонне изу чает все неполадки, осложняющие освоение Северного морского пути, и выдвигает ряд практических вопросов, быстрое разрешение которых сыграет не маленькую роль в даль нейшей работе Карских экспедиций. Все «деловые отступления» настолько глу боко писателем продуманы, а о б ’екты их изучены, что они еще больше повышают интерес к книге, вплетаясь органическим целым в отчетливую ткань интересного р а с сказа. Полеты в Арктику на -самолетах, неодно кратное плавание ib арктических водах, зи мовки, тесное общение с многочисленными героями севера по совокупности -с требо вательным отношением В. Итина к своей работе, вскоре превращают ег-о в одного из интереснейших «арктических» .писателей. Романтическому гастролерству, столь свой ственному многочисленным гостям Арктики, которые в тылу писательского .неистовства именуют ее «мировым складом бронхитов, гриппов, насморков», В. Итин противопо ставляет -серьезную -научно-исследователь скую работу, которая сочетается в его прак тике -с умением тонко наблюдать и увлека тельно рассказать о виденном. «Волны, льдины, северные сияния, неза тухающий северный день, н-езаходящее солнце, цветы тундры,, голубой полярный воздух,- сквозь который видны далекие мы- * сы, приподнятые рефракцией над горизон том, как тяжелые -облака... «Я люблю -этот север; н о с е й ч а с ме н я у в л е к а е т и н а я к р а с о т а , — к р а с о т а п р е о д о л е 'ии я (разрядка моя. Н. Н.). В моей тетради, вместо цветов, солн ца и рефракции записан конспект под за главием: «Азбука моря» («Выход к морю», стр. 107— 108). Не правда ли, — как мало общего имеют эти строки с -недавними терцинами?! Инте ресно,' что яа новом этапе своего творчес кого пути В. Итин перекликается уже не с Данте, а с Михайлой Ломоносовым, кото рый в ав-ое-м «Кратком 'Описании разных пу тешествий по северным морим и показания возможности проходу Сибирским океаном -в Восточную Индию» писал, что «бесчислен ное множество по всем открытым морям и к странно-любивы-м берегам плавает, но токмо для прибытков, не ради науки. И мысль, ослепленная и только лакомству вни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2