Сибирские огни, 1934, № 2

рами Волконским и Годуновым и «блажен­ ные памяти .при государе царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси», х о ­ дивший «с товарищами, на четырех «очах с , Колмогор в Мангазею», что этот самый Лев­ ка появляется всепо лишь в виде интерес­ ной исторической справки, своим скромным Присутствием в книге лишний раз подчер­ кивая фактически безвозвратный разрыв писателя с прежними его поэтическими . привязанностями. Н а смену фантастическим поэмам, терци­ нам и романтическим повестям в практике писателя 'пришел очерк. Эта причудливая -на первый взгляд амплитуда жанров была, отнюдь, конечно, не случайна. Отношение художника -к материалу на каждом данном •этапе его творчества определяло выбор жан­ ров. Поле зрения художника оказалось расчи­ щенным от всяких заоблачных шлаков. О с ­ новной творческий лейтмотив В. Итина, зна­ комый нам уже по «Открытию Риэля», зазву- .чал теперь ‘иначе. «Пролетарская революция, —- писал . В. Итин в «Выходе к морю», — в конечном итоге, затем, чтобы направить энергию лю- -д-ей на борьбу с природой». Роль художника в этом великом деле гро­ мадна. Пролетарская революция, несмотря на ярое сопротивление разномастных вра­ гов, путем организации бесклассового о б ­ щества открывает перед всеми трудящими­ ся широчайшие творческие горизонты. Ги­ гантские успехи первой пятилетки, которых мы добились, несмотря -па постоянную уг­ розу войны, несмотря на вредительства и кулацкие старания сорвать проведение коллективизации, несмотря на всякие иные трудности, показали, что только в услови­ ях социалистического строительства чело­ веческий труд становится «делом чести, до­ блести и геройства». Недавний раб превратился в творца ма­ териальных и духовных ценностей. Новый хозяин земли живет интенсивной творче­ ской жизнью. Даже беглый перечень резуль­ татов его работы на протяжении первой пя­ тилетки занял бы сотни страниц, но доста­ точно будет напомнить о таких чудесах, как Балтийоко-беломорский канал, Днепро- строй, Горьковский автозавод, достаточно вспомнить о тысячах Елтышевых, работаю ­ щих на советских заводах, ,в колхозах и ла­ бораториях, о б открытиях и изобретениях академика И офф е и комсомольца Ярмоль- чука для того, чтобы понять, каким бога­ тейшим материалом располагает каждый с о ­ ветский писатель, обязанный самой сущно­ стью своей э.похи к разработке громадных проблем социалистического строительства, к показу нового человека во весь его рост. 5. Арктика. Льдины. Нерпичья нор­ ка. Звери бегут, завидя форште­ вень. («Выход к морю»). Книга В. Итина «Выход к морю» вошла в наш книжный фонд, как блестящий очерк побед и достижений по освоению Северно­ го морского пути. Книга — рассказ о пу­ тешествии с Карской экспедицией. Из Н о ­ восибирска по Оби к Новому порту, затем Карское море — по Енисейскому заливу к Игарскому порту и снова — по Карскому морю через Югорский шар, вокруг берегов Норвегии в седую Балтику. Сначала речной теплоход «Сибкрайкома ВКП{6)», йотом ан­ глийский пароход «Сингльтон Абби», затем ледокол «Красин», который из Югорского шара готовится в поход до мыса Желания. «Но полярный порт (.речь идет об Игарке. Н. Н.) интереснее полярной романтики», •— пишет В. Итин и, переселившись на норвеж. ский пароход «Рендаль», отправляется в Игарку и в увлекательном рассказе знако­ мит читателя со всем своеобразием Север­ ного морского пути, с пресловутым Карским морем, р аз и навсегда разрушая нелепую легенду о «ледяном погребе». Писатель внимательно и всесторонне изу­ чает все неполадки, осложняющие освоение Северного морского пути, и выдвигает ряд практических вопросов, быстрое разрешение которых сыграет не маленькую роль в даль­ нейшей работе Карских экспедиций. Все «деловые отступления» настолько глу­ боко писателем продуманы, а о б ’екты их изучены, что они еще больше повышают интерес к книге, вплетаясь органическим целым в отчетливую ткань интересного р а с ­ сказа. Полеты в Арктику на -самолетах, неодно­ кратное плавание ib арктических водах, зи­ мовки, тесное общение с многочисленными героями севера по совокупности -с требо­ вательным отношением В. Итина к своей работе, вскоре превращают ег-о в одного из интереснейших «арктических» .писателей. Романтическому гастролерству, столь свой­ ственному многочисленным гостям Арктики, которые в тылу писательского .неистовства именуют ее «мировым складом бронхитов, гриппов, насморков», В. Итин противопо­ ставляет -серьезную -научно-исследователь­ скую работу, которая сочетается в его прак­ тике -с умением тонко наблюдать и увлека­ тельно рассказать о виденном. «Волны, льдины, северные сияния, неза­ тухающий северный день, н-езаходящее солнце, цветы тундры,, голубой полярный воздух,- сквозь который видны далекие мы- * сы, приподнятые рефракцией над горизон­ том, как тяжелые -облака... «Я люблю -этот север; н о с е й ч а с ме ­ н я у в л е к а е т и н а я к р а с о т а , — к р а ­ с о т а п р е о д о л е 'ии я (разрядка моя. Н. Н.). В моей тетради, вместо цветов, солн­ ца и рефракции записан конспект под за ­ главием: «Азбука моря» («Выход к морю», стр. 107— 108). Не правда ли, — как мало общего имеют эти строки с -недавними терцинами?! Инте­ ресно,' что яа новом этапе своего творчес­ кого пути В. Итин перекликается уже не с Данте, а с Михайлой Ломоносовым, кото­ рый в ав-ое-м «Кратком 'Описании разных пу­ тешествий по северным морим и показания возможности проходу Сибирским океаном -в Восточную Индию» писал, что «бесчислен­ ное множество по всем открытым морям и к странно-любивы-м берегам плавает, но токмо для прибытков, не ради науки. И мысль, ослепленная и только лакомству вни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2