Сибирские огни, 1934, № 2

ти, вязавшие его 'сегодняшнюю жизнь с плотью земли, оказались разорванными. «Эрмий пил залпом и смотрел на тапершу. Подкрашенная полная женщина. — Так это и есть это! (речь идет о предмете первых его любовных мечтаний! Н. Н.). г— Ему х о ­ телось уйти. Мир вокруг'был иррационален, он не мог войти в 'координаты его точного мозга-победителя; но ему было жаль сде­ ланных ■усилий». ч Эрмий на .протяжении всей повести отте­ няет своей фигурой образ советского пи­ лота Андрея Бронева, нарисованного, одна­ ко, бледнее. Эрмий гибнет в захудалом го­ родке Демоке, гибнет, катая « а «Варнемюн- де» толстую тапершу, .гибнет нелепой ди­ кой смертью, весьма смахивающей на само­ убийство. И было бы напрасны'м занятием искать причины его смерти в отдельны-х деталях трагического полета. Смерть его была неизбежна и закономерна, как пос­ ледний яркий штрих рисунка пустоты. Жизнь, человека тогда становится чело­ веческой, когда труд превращается в твор­ чество, когда человек как творец, а не как раб « полуголодный наймит включается я историческую практику победившего клас­ са. Эрмии гибнут, ибо не способны уйти от капиталистического рабства, ловко приукра­ шенного в отдельных случаях бумажными цветочками славы. А в жизнь приходят н о ­ вые ее хозяева, проникнутые сознанием сво­ ей .принадлежности к пролетариату, люди, которые несут в себе творческую силу сво­ его класса, веру в его .неизменную победу. В. Итин не сумел показать этих людей с той выразительностью и рельефностью, с которой дан образ Эрмия. Но В. Итин в по­ вести «Высокий путь» понял, как художник, качество нового хозяина жизни. Мы про­ цитируем сейчас рассказ борт-механика Елтышева из этой повести о том, как он, Елтышев, учился летать по воздуху, с тем чтобы позже еще вернуться к это?» цита­ те, «А давно уж я присматривался к одно­ му фарману, — рассказывает Елтышев. — Смирная такая машина. Летать давно х о ­ телось. Только офицерье, простите, подобра­ лось у нас хуже, чем в царской. Работаешь, подойдет полковник Шехогё, начальник наш, ткнет са.погом легонько: «А ну-ка, скажет, смажь, Иван, касторкой». Э, да что вспо­ минать лихое время! Славам, я надумал. Стояли мы тогда на Тоболе, близ позиций. Выбрал я день .пояснее, к вечеру. Завел мотор. Никто не подошел, полагают, что пробую. Сел за рули. Сколько раз видел, как и что, а никак не могу успокоиться. Прибав­ ляю газ по одному зубцу, и вдруг, чувствую,— сдвинулся. Эх, думаю, все равно, — дал сра ­ зу полный. Катился я много лишнего и уж не знаю, как взял на себя рычаг. Лечу. Прямо лечу, боюсь- пошевелиться; но ви­ жу, что лечу правильно, на фронт. Через полчаса все кончится, и буду я в другом лагере... на-те, мол, дарю Республике са ­ молет». «Учеба» Елтышева чрезвычайно характер­ на для эпохи гражданской войны. Тысячи лучших пролетариев почти точно так же учились командовать армиями и восстанав­ ливать разрушенные мосты, всей своей прак­ тикой подтверждая правоту В. И. Ленина, который писал, что «эксплоатируемые креп­ нут, мужают, растут, учатся, скидывают с себя «ветхого Адама» наемного рабства по мере того, как растет сопротивление их врагов-эксплоататоров. Победа будет на стороне экспло атируемых, ибо за гих — жизнь, сила числа, сила массы, сила неис­ черпаемых источников 'всего самоотвержен­ ного, идейного, честного, рвущегося вперед, просыпающегося к строительству нового, всего гигантского запаса энергии и талант* ливости так называемого «проетонародия»— рабочих и крестьян. За ними победа» (Ле­ нин, соч. т. XXII, стр. 157). К сожалению, как я уже говорил, Елты­ шев в книге В. Итина — всего лишь эпи­ зодическая ' фигура, зарисованная очень бегло. Это тем более странно, что люди типа Елтышева сильные, смелые, находчи­ вые и талантливые, самой своей сущностью' в наибольшей степени отвечают идее борь­ бы с природой во имя общечеловеческого- счастья, идее, ' двигающей все творчество Вивиана Итина вперед. Анализ пройденного творческого пути еще не дает нам возмож­ ности с исчерпывающей точностью устано­ вить причины этой странности. Однако, дальнейшая работа писателя в области очер­ ка, .рисующего советскую Арктику и ее о с ­ воение, внесет большую, ясность в этот во-/ прос о синтезе, если угодно, творческой лич­ ности и творческой идеи победившего клас­ са, от успешного разрешения которого бу­ дет зависеть весь дальнейший путь писате­ ля. 4. Мы идем, оглядываясь на свое настоящее, и видим путь ясно, как на карте. Мы знаем, куда, ит­ ти. («Выход к морю») «Вокруг расстилается свободное темнозе- леное море. Прекрасное море! «Я люблю его потому, что оно требует знания, отваги и опыта». / Как далеко это лаконичное признание В. Итина от прежних шумных деклараций солнечно-грезового (порядка. Карское море, о котором идетречь в приведенных строках, могло бы послужить неисчерпаемым резер­ вуаром для романтических реминисценций из области средневековых ушкуйнических походов и плаваний «большим морем-окия- ном на урочище на Югорский Шар... а от Югорского шару Нярзомским морем через Карскую губу», где «резвого ходу до устья Мутныя реки день и ночь». Н о писатель теперь с мудрой иронической улыбкой проходит мимо тех «возможно­ стей», которые «а первых этапах -творческо­ го пути показались бы ему столь соблазни­ тельными и неизменно повели бы к эстет­ ским перезарядкам материала. В повести «Каая-Кэрэдэ» Кунь-Корган сво­ ими шаманскими камланиями заплатил, по- видимому, последнюю дань старым «боже­ ствам» поэта. И вот мы видим, что в новой книге В. Итина «Выход к морю» даже столь ромаптичеок'ая фигура, как некий Левка Пле- хан, взятый в свое время к .р ассп ро су б ояг

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2