Сибирские огни, 1934, № 2
он чувствует себя в революции гостем, да плюс iK тому еще и знатным гостем. «Ведь это я стою с винтовкой в толе. Ведь это мой средь вьюги бьется крик!». (Разрядка В. Итина). («Солнце Сердца», стр. 67). Мудрая старая пословица толкует о том, что как в гостях ни хорош о , а дома все же лучше. Поэт не раз вспоминает «покой и роск-ошь библиотек», — прескраснейшую всех святынь «и серый мрамор старых го- тик»... Тянет назад, «домой»! Н о возврата к прошлому кет. Конфликт раздвоенности на растает, пригвоздить к мозгу ревущие века пулей Маузера не удается до тех пор, пока сознанию поэта революция 'представляется, как Путь (победный Средь враждебных, Дымных, темных, Одиноких Деревень». («Солнце Сердца», стр. 64). Поэт с радостью готов простить своим таежным спутникам то, что они раскурили принадлежащий ему томик Шекспира, и ду мается мне, что именно Шекспир, этот ве личайший реалист, величайший знаток и художник трепетной з е м н о й жизни, отнюдь -не случайно так охотно отдан на раскурку. Тут не до Шекспира, когда «Небывалая наша раса Никогда не вернется назад». («Наша Раса», стр. 59). Назад дороги нет, все пути отрезаны, но для того, чтобы двигаться вперед, поэту нехватает уверенности. «И я устал от (муки и от странствий, Я жажду тайны последней глубины». («Медуза», стр. 72—^73). Эти строки — , из стихотворения, заклю чающего сборник «Солнце Сердца». «Тайны последней глубины», должны, наконец, р а с крыться, и тогда, уже без оглядки в прош лое, можно будет двигаться вперед. Данте несколько- веков назад, совершая свое знаменитое путешествие по аду, не решился заглянуть в глаза гор-гоны Меду зы, таившие в себе сокровенное человече ское духа, «тайное тайных» его. Средне вековый поэт охотно предоставил -своим потомкам возможность повидаться с меду зой и отнять у нее воображаемое достоя ние. В. Итин предпринимает это последнее тщетное путешествие за пределы реально сти. П о пути, проложенному Данте, при п о мощи тех же самых терцин, которыми ьа- п-исана «Божественная Комедия», "'поэт ухо дит в мистическое подз-емел-ие для того, чтобы убедиться в его полнейшей пусто те. Только понимание грандиозных и все сторонних творческих возможностей р е з о люции, как социального фактора, а не пыш ной стихии, могло привести молодого ин теллигента в ряды подлинных устроителей социализма. Это был сложный путь, на к о тором многие отстали-и -свернули в сторо ну. Было много блужданий, ошибок, но не давний «искатель чудес невероятных и пре красных», зажигавший в тайге сердце к о стром, ходивший на последнее поклонение- к Медузе, выдержавший длительный бой двух своих «я», не забывал и в этот пери од о необходимости подчинения разуму мировой энергии. «Ни границ, ки врагов, — только шири, Да -наследие проз — бурел-ом; Но в пу.стые просторы Сибири Мы творящим потоком войд-ем. («Электрификация», стр. 53). 3. Чанцев прожил в воздухе не одну тысячу часов... только здесь, з а руля-ми, он больше всего был человеком. - («Высокий путь»). Гражданская и-ойна кончилась. Потяну лись будни революции. Восстанавливая свое хозяйство, расшатанное блокадами и ин тервенциями, страна готовилась к велико му социалистическому наступлению. Жизнь требовала от художника повышен ной зоркости, наблюдательности и дально видности. В -сердца, зажженные кострами,, -никто не верил. Нужно было задувать дом ны и плавить чугун. Нужно было показать в полноценных художественных .полотнах новому хозяину земли все величие его з а воеваний, нужно -был® воспитать в нем во лю и силу для дальнейшего движения впе ред к развернутому строительству социа лизма. Это -были задачи, не так-то легко подда-* -вавшиеся разрешению. «...Трудно нам, -рожденным вновь,, про снуться- O t едкого тумана...» Творческие поиски ,В. Итина в этот пе риод не дали особенно положительных ре зультатов. Повесть «У-рамбо» («Сиб. огни»,, де-кабрь-ская книга за 1923 г.), -рассказываю щая о печальной участи юного студента, по пившего в империалистической бойне, инте ресна лишь меткостью и выразительн-остьк* в зарисовке -отдельных эпизодов этих -страш ных лет. Судьба Шело-мина, причудливо свя занная автором -со смертью слона Урамбоч бежавшего из клетки, не поднята до сту пени художественного обобщения. Протест против ужасов войны, против нелепостей буржуазного общества, предопределяющих гибель сотен тысяч Шеломи/ных, протест- этот, составляющий сущность повести, не глубок, в силу того, что конфликт Шел-о- мина с -окружающей средой носит характер- житейской случайности, социальные его корни едва нащупаны -и перед читателем не обнажены. В 1925 г. в ?куркале «Сибирские огни», появилась повесть В. Ити-на «Каан-Кэрэдэ». Авиационные темы в творчестве В. Итина кажутся мне .настолько органическими, что я -не вижу необходимости искать причину их появления в биографических справках -писателя. В самом деле, достаточно вспомнить, что именно в эти годы авиация делала такие гигантские завоевания, превращаясь из вы сокого рекордсменства в одну из интерес нейших отраслей нашего народного хозяй-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2