Сибирские огни, 1934, № 2
Завоевание энергии НИКОЛАЙ НАЛЫМОВ (О творчестве Вивиана Итина)1 1 Мир исчезал, но мы летели дальше. «Открытие Риэля». «Я помню себя совсем крошечным ребен ком, влюбленным в нянины сказми, безум ная фантазия которых так торжественно .звучала в темной детской яри свете зим них звезд; я внимал им и забывал -себя». Уже этой маленькой выдержки из р од о словной Риэля, первo re литературного об р а за, созданного Вивианом Итиным, доста точно, чтобы угадать отношение героя к д ействительнос ти. Сказалось влияние времени, несмотря на то, что петербургский период в биографии В. Итина сложился чрезвычайно для него благоприятно. В. Итин прошел мимо мно жества модных увлечений и богемных иска ний столицы. Его студенческие поды отме чены близостью к семье проф ессора Рей- снера, отца знаменитой писательницы. Дом Рейснеров был одним из тех немно гих 'культурных очагов столицы, которых не коснулись разнообразные угар.ы времени, в том числе и шовинистический угар первых лет империалистической бойни. Рейонеры издавали журнал антивоенного направления -«Рудин». «Шел третий год войны, — вспоминает В. Итин2, — я написал мой первый рассказ «Открытие Риэля». Аналогия между сол нечной системой и атомом казалась в то время смелой. Я д у м а л , ч т о п о д о б н о г о п р е д с т а в л е н и я ' д о с т а т о ч н о , ч г о б ы а р м и и б р о с и л и о р у ж и е ■{разрядка моя. Н. Н.)> я был молод». Аналогия эта была построена на базе но вейших открытий физики, вылившихся в учение о вращении электронов >по кривым линиям вокруг атомного ядра. Социальная же' направленность аналогии говорит сама за с^бя, — нужно, чтобы ар мии бросили оружие. Нужно освободить человечество ют унизительного рабства. Но как это сделать? В практике пролета риата этот вопрос решался революционной 1 В порядке обсуждения. 3 Статья «Две встречи с М. Горьким», •*Си§. огни» № 11— 12, 1932 г. борьбой, развертываемой на основах марк сизма-ленинизма. В. Итин заставил своего героя «галлюцинировать» по поводу необ ходимости подчинить 'Организующей силе разума и сознания безграничную мировую энергию. В увлекательном красочном рассказе, пе ребрасывая героя с планеты на планету, орудуя замечательными машинами и к о р аб лями, Итин показывает, какие величайшие возможности, Обреченные капитализмом на своеобразную консервацию, таит в себе при рода. «Открытие Риэля» в свете всего творчес кого пути, пройденного В. Итиным к насто ящему времени, представляется очень инте ресным свидетельством, если угодно, — век сельного порядка, 'свидетельством монолит ной органичности писательского таланта, силы и социальной ценности «творческого лейтмотива» писателя, глубоко материали стической основы этого лейтмотива, кото рый на первых этапах писательской работы проступает, однако, недостаточно отчетли во. В самом деле, какие побудители толка ют Гелия, посаженного по обвинению в большевизме в белогвардейский застенок, отправиться, не покидая застенка, в фанта стическое путешествие на поиски страны Гонгури? «Мир — энергия, Митч, она безгранич на, — говорит Гелий своему товарищу по заключению, — мы здесь нищие миллиар деры, мучаемся от ее недостатка, но она всюду. И нужно немного разума, немного коллективного разума, чтобы подчинить ее организующей силе сознания». Первая ошибка заключалась в определе нии «немного». Очень много, чрезвычайно много коллективного разума и коллектив ной воли, о которой писатель, кстати ска зать, забыл, нужно было для того, чтобы новый хозяин земли, победивший пролета риат, преКкде всего расчистил себе возмож ность величайших побед над природой, сви детелями и участниками которых мы явля емся сегодня. Проблема «использования мировой энер гии» оказалась сильно затушеванной не ясностью общественных отношений ® меж планетном пространстве, иа которые про- эщироваласи тема. Передача земных явле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2