Сибирские огни, 1934, № 2

Музыка разманивала и злила. Не мог.у ска­ зать, чтобы я дружелюбно взглянул на Дьякова, будущего моего спутника, с ко­ торым мне пришлось впоследствии делить лишения трудного санного пути. Начальник экспедиции на «4yKOTKei был еще моло­ дым человеком, с бледным бритым лицом и платиновыми зубами, весельчак и матерщин­ ник. Сидел он всегда подальше от иллюми­ наторов, боясь сквозняков, так как незадол­ го до похода болел плевритом. На «Чукот­ ку» он попал, пов.идимому, только потому, что был служащим АКО. В полярной нави­ гации он понимал не больше, чем в упра­ влении стратостатом. «Рамона, Я хочу тебя, Моя любо-о-о-овь...» —< Закройте вы ей глотку!- Я невольно подумал, что вот, будь состо­ яние льда лучше, «Чукотка» выполнила бы свой труд-ный рейс и, чего доброго, Дьяков оказался бы «героем Арктики». Я подошел к окну. Неизменные льды ле- * жали в море... Я и сейчас ясно вижу эти мерцающие льды, навсегда оставшиеся в памяти. Сре­ ди белых полей глаз невольно искал высо­ ких мачт «Чукотки»... Но вместо красави­ цы-шхуны на карте здесь остался только маленький крестик. И если теперь продлить линию взгляда от устья Омгуэмы немного дальше, встретится другой еще более пе­ чальный крестик — «Челюскин». В рейсах «Чукотки» и «Челюскина», нес­ мотря на все их различие, есть общие чер­ ты. Оба .судна имели задание, кроме основ­ ной своей цели, попутно зайти на остров Врангеля. Теоретически это возможно, так как восточные берега острова Врангеля наиболее доступны в сентябре, но экспеди­ ция на «Челюскине» имела целью ■достиг­ нуть западных берегов острова, доступных не чаще одного-двух раз в десятилетие. Рассчитывать же на исключительно благо­ приятное состояние льда всегда является ошибочным. «Челюскин» потерял несколько дней, драгоценных в конце ..навигации, на бесполезную -попытку достигнуть о-строва Врангеля с запада, в то время как восточ­ ные его берега были окружены свободным от льда морем, а затем двинулся дальше к Берингову проливу, обычным путем Колым­ ских рейсов, стараясь избежать зимовки. Как известно, « а этом -пути он был сначала остановлен льдами, а потом захвачен ими в дрейф и раздавлен. Надо отметить при этом, чта тот уча­ сток пути, на котором погибли «Чукотка» и «Челюскин», является сравнительно легко проходимым. Льды здесь никогда не задер­ живали судов Колымских рейсов на зимов­ ку. Еще более нбоб’я-снимым, на первый взгляд, может показаться то, что из в-сех судов, плававших здесь в последние годы, погибли самые лучшие, специально при­ способленные для плавания во льдах. Погиб­ ла «Чукотка», в то время как стоявший ря­ дом с ней пароход «Колыма», с гораздо б о ­ лее слабым корпуоом, выбрался из , льдов. Погиб «Челюскин», воплощавший давниш­ нюю -мечту дальневосточных полярников о судне, специально приспособленном для по­ лярных рейсов. До своего несчастного по­ хода «Челюскин» назывался «Лена» и дол­ жен был прийти во Владивосток обычным -путем. Пароход предназначался для рейсов из Владивостока к устьям Колымы и Лены. «Челюскин» погиб в то вермя, как тот же «Лейтенант Шмидт», шедший вместе с ним, -с едва державшимср рулем и поломанными лопастями чугунного винта, благополучно выбрался из Ледовитого моря через Берин­ гов пролив. «Чукотка» и «Челюс-кин», обладая доста­ точной силой и прочностью, шли .в тяже­ лых льдах, пока не потеряли возможности самостоятельного движения. Это и погуби­ ло их. Весь предыдущий опыт полярной на­ вигации на востоке говорил о том, насколь­ ко опасно доверяться льдам в подобных случаях. Все суда, без исключения, терявшие возможность выхода из льда в этой части Ледовитого моря и находившиеся вне пре­ делов безопасной береговой прогалины, бы­ ли раздавлены льдами. Так п-огибла «Джа- нетта» экспедиции Де-Лонга, «Карлук» экс­ педиции Стефансона и множество зверо­ бойных судов. Безнаказанно дрейфовать со льдом могли только тамие -суда, которые /при сжатии выскакивали на поверхность, как арбузные семечки из пальцев. Такими су­ дами были «Ф-рам» Фритьофа Нансена и «]У1од» Амундсена... На следующий день мы вернулись к мысу Северному. Состояние льда в береговой п ро ­ галине ухудшалось, так как подул норд- вест, но лед у самого мыса, являвшийся главным препятствием, -значительно измег нился к лучшему. Ледяной барьер отодви­ нулся к мысу почти на километр. Это с оче­ видностью отмечал оставленный на берегу оклад -продуктов, сказавшийся далеко по­ зади нас. В одном -месте, метрах в 800 от берега, лед настолько разредился, что «Ко­ лыма», пришедшая раньше «Лейтенанта

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2