Сибирские огни, 1934, № 2
Музыка разманивала и злила. Не мог.у ска зать, чтобы я дружелюбно взглянул на Дьякова, будущего моего спутника, с ко торым мне пришлось впоследствии делить лишения трудного санного пути. Начальник экспедиции на «4yKOTKei был еще моло дым человеком, с бледным бритым лицом и платиновыми зубами, весельчак и матерщин ник. Сидел он всегда подальше от иллюми наторов, боясь сквозняков, так как незадол го до похода болел плевритом. На «Чукот ку» он попал, пов.идимому, только потому, что был служащим АКО. В полярной нави гации он понимал не больше, чем в упра влении стратостатом. «Рамона, Я хочу тебя, Моя любо-о-о-овь...» —< Закройте вы ей глотку!- Я невольно подумал, что вот, будь состо яние льда лучше, «Чукотка» выполнила бы свой труд-ный рейс и, чего доброго, Дьяков оказался бы «героем Арктики». Я подошел к окну. Неизменные льды ле- * жали в море... Я и сейчас ясно вижу эти мерцающие льды, навсегда оставшиеся в памяти. Сре ди белых полей глаз невольно искал высо ких мачт «Чукотки»... Но вместо красави цы-шхуны на карте здесь остался только маленький крестик. И если теперь продлить линию взгляда от устья Омгуэмы немного дальше, встретится другой еще более пе чальный крестик — «Челюскин». В рейсах «Чукотки» и «Челюскина», нес мотря на все их различие, есть общие чер ты. Оба .судна имели задание, кроме основ ной своей цели, попутно зайти на остров Врангеля. Теоретически это возможно, так как восточные берега острова Врангеля наиболее доступны в сентябре, но экспеди ция на «Челюскине» имела целью ■достиг нуть западных берегов острова, доступных не чаще одного-двух раз в десятилетие. Рассчитывать же на исключительно благо приятное состояние льда всегда является ошибочным. «Челюскин» потерял несколько дней, драгоценных в конце ..навигации, на бесполезную -попытку достигнуть о-строва Врангеля с запада, в то время как восточ ные его берега были окружены свободным от льда морем, а затем двинулся дальше к Берингову проливу, обычным путем Колым ских рейсов, стараясь избежать зимовки. Как известно, « а этом -пути он был сначала остановлен льдами, а потом захвачен ими в дрейф и раздавлен. Надо отметить при этом, чта тот уча сток пути, на котором погибли «Чукотка» и «Челюскин», является сравнительно легко проходимым. Льды здесь никогда не задер живали судов Колымских рейсов на зимов ку. Еще более нбоб’я-снимым, на первый взгляд, может показаться то, что из в-сех судов, плававших здесь в последние годы, погибли самые лучшие, специально при способленные для плавания во льдах. Погиб ла «Чукотка», в то время как стоявший ря дом с ней пароход «Колыма», с гораздо б о лее слабым корпуоом, выбрался из , льдов. Погиб «Челюскин», воплощавший давниш нюю -мечту дальневосточных полярников о судне, специально приспособленном для по лярных рейсов. До своего несчастного по хода «Челюскин» назывался «Лена» и дол жен был прийти во Владивосток обычным -путем. Пароход предназначался для рейсов из Владивостока к устьям Колымы и Лены. «Челюскин» погиб в то вермя, как тот же «Лейтенант Шмидт», шедший вместе с ним, -с едва державшимср рулем и поломанными лопастями чугунного винта, благополучно выбрался из Ледовитого моря через Берин гов пролив. «Чукотка» и «Челюс-кин», обладая доста точной силой и прочностью, шли .в тяже лых льдах, пока не потеряли возможности самостоятельного движения. Это и погуби ло их. Весь предыдущий опыт полярной на вигации на востоке говорил о том, насколь ко опасно доверяться льдам в подобных случаях. Все суда, без исключения, терявшие возможность выхода из льда в этой части Ледовитого моря и находившиеся вне пре делов безопасной береговой прогалины, бы ли раздавлены льдами. Так п-огибла «Джа- нетта» экспедиции Де-Лонга, «Карлук» экс педиции Стефансона и множество зверо бойных судов. Безнаказанно дрейфовать со льдом могли только тамие -суда, которые /при сжатии выскакивали на поверхность, как арбузные семечки из пальцев. Такими су дами были «Ф-рам» Фритьофа Нансена и «]У1од» Амундсена... На следующий день мы вернулись к мысу Северному. Состояние льда в береговой п ро галине ухудшалось, так как подул норд- вест, но лед у самого мыса, являвшийся главным препятствием, -значительно измег нился к лучшему. Ледяной барьер отодви нулся к мысу почти на километр. Это с оче видностью отмечал оставленный на берегу оклад -продуктов, сказавшийся далеко по зади нас. В одном -месте, метрах в 800 от берега, лед настолько разредился, что «Ко лыма», пришедшая раньше «Лейтенанта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2