Сибирские огни, 1934, № 2

Старый механик «Чукотки» отказался о с ­ тановить мотор и уйти из машинного отде­ ления. Капитану Фонареву 'Пришлось при­ казать старику покинуть судно. Механик ушел плача. •— Когда все вышли на лед, то вдруг по­ чему-то страшно заторопились и бегом ки­ нулись к «Колыме», точно боясь, что она уйдет. Некоторые выпили лишнее, провали­ лись между льдинами и орали; « о осталь­ ные от этого крика побежали еще скорее. Один .матрос, после такого купанья и бега, умер, не дойдя до «Колымы», от разрыва сердца... — Это была паника, — печально конста­ тировал врач «Колымы»... Как-раз в эго время на «Колыме» была N получена телеграмма капитана Миловзоро- ва о том, что льды у мьса Северного нлиро ходимы и, значит, «Колыме» можно не то­ ропиться. — Пропали премиальные, — вздохнули «колымчане». Лед между «Чукоткой» и «Колымой» бы­ стро разрежался. Все свидетели уверяли, что улучшение состояния льда «было замет­ но на-гла.з», так что «под конец на «Чукот­ ку» ездили на шлюшке». Экипаж «Чукотки» доставили на факто­ рию близ мыса Ванкарема, ка^-раз туда, где в|пос .7(£Яств .ии была организована база для приема .людей с погибшего «Челюски­ на». Затем экипаж «Чукотки» двинулся вдоль берега в Уэллен. По сообщению капитана Фонарева, между мысом Ванкарем и мысом Дежнева льда в, это время не было. Следо­ вательно, кромка льда /проходила: довольно близко от района «Чукотки», чем и об ’яс- нялось быстрое улучшение условий плавания. Весь день с «Колымы» видели, что «Чу­ котка» держалась на воде, погружаясь очень медленно. Она потонула, повидимому, толь­ ко на следующий день. На обратном пу­ ти от Ванкарема ее с «Колымы» уже не ви­ дели... —■Так была потоплена «ЧукЬтка», — з а ­ кончил свой рассказ т. Захарченко. Становилось совершенно очевидным, что никакой’ необходимости покидать .шхуну не было. В крайнем случае, экипаж «Чукотки» в любое время мог бы выйти на лед и бла­ гополучно добраться до берега, тем более, что на «Чукотке» была только одна жен­ щина и один ребенок. На «Колыму» их пе­ реправляли через полыньи в брезентовой шлюпке. Выждав улучшение в состоянии льда, «Чукотка» легко могла бы подойти к берегу и без посторонней помощи. В таком же положении и как-раз на том же месте, где погибла «Чукотка», очутился пароход Колымского рейса «Красный парти­ зан», возвращавшийся с зимовки, в навига­ цию 1933 г. Идя под берегом и увидев р мо­ ре, за \льдами. чистую воду, капитан «Крас­ ного партизана» попытался пересечь узкую полосу ледовитого течения, но пароход сло­ мал во льдах винт. «Мы были в тяжелом подвижном льду, который каждую .минуту мог начать давить на судно, — писал капитан «Красного пар­ тизана» А. Шмидт1. — Чтобы1выйти из это­ го опасного положения, мы начали такую операцию: отвозили на шлюпке подальше от судна якорь, бросали его, а потом ле­ бедками подтягивались к нему. Затем под­ нимали якорь на шлюпку, та отвозила его опять на некоторое расстояние, сбрасывала, и мы опять подтягивались лебедками. Та­ ким образом мы забрались под прикрытие мыса Ванкарема и маленького острова Кыр- карпо. Бросили якорь на грунт и стали ждать, пока какое-нибудь судно не возьмет нас на буксир». Поздно вечером «Лейтенант Шмидт» снял «Колыму» с мели. Пароходы встали рядом для перегрузки. Дружная общая работа рассеяла некоторую натянутость в отноше­ ниях между «шмидтовцами» и «колымчана- ми», возникшую из-за разногласий в деле помощи «Чукотке». Теперь всех нас одина­ ково грызла досада. — Почему вы не забрали у нас пассажи­ ров? — нападали колымчане. — Мы бы тог­ да, может быть, подошли бы к «Чукотке»! — А почему вы не ждали, пока лед р а ­ зойдется? Все равно у мыса Северного прохода не было... ’— Да если бы .мы знали!., — Если бы на мысе Северном была р а ­ диостанция! В каюте капитана Сергиевского играла виктрола, спасенная с «Чукотки» одним из матросов «Колымы». Виктролу заводил быв­ ший начальник экспедиции на «Чукотке» т. Дьяков. В суровой арктической тишине звучала нежная гавайская мелодия. .Ramona, J need you, My love . . “ 1 На' рубеже. Книга первая. ОГИЗ — Даль ГИЗ, Хабаровск. 1934 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2