Сибирские огни, 1934, № 2

Ровно через сто лет после Кука, в 1878 году, сюда подошел, с противоположной стороны, Норденшельд на «Веге», впариые доказавший возможность плавания,^ в неко­ торые (годы,, Северным морским путем из Атлантического океана в Тихий без зимов­ ки. Правда, «Вега», имевшая слабую маши­ ну, все же зазимовала в районе Кодючин- ской губы, но, в общем, лето 1878 года бы­ ло исключительно благоприятным. 28 сен­ тября «Вега» встала « а якорь у селения Пи- тлекай, близ входного мыса восточного бе­ рега Колючинской губы, ожидая, что любой ветер разобьет небольшую ледяную пере­ мычку, преграждавшую ее путь; т о ветра ие было, начал образовываться молодой лед, и «Вега» осталась у Литлекая до 18 июля сле­ дующего, 1879, года, когда она снова дви­ нулась (вперед, и через два дня, 20 июля, вышла в Берингов пролив. В дни начала зи­ мовки «Веги» американская зверобойная шхуна «Мейер» шла по чистой воде от ост­ рова Геральда к мысу 'Сердце Камень, кото­ рого достигла 30 сентября. Таким образом, менее ста километров (а может быть всего 20-30 километров) отделяли «Вегу» от со* вершенно безледных пространств моря. В том ж е 1878 году китобой Кинан достиг семьдесят третьего градуса северной широ- ' ты, к северу от острова Врангеля (на ме­ ридиане 179°Е). Летняя полынья в Чукот­ ском море достигла необычайного развития. Кто знает, может быть чистое море к се­ веру от острова Врангеля соединялось с та­ кими же свободными от льда пространства­ ми Восточно-сибирского моря, или отделя­ лось от него разреженными проходимыми льдами, так что «Вега» могла бы пройти в Тихий «океан, пролагая курс в более север­ ных водах Полярного моря... Когда выяснилась неизбежность зимовки, Норденшельд пиоал: «Этот неожиданный удар тем труднее было хладнокровно пере­ носить, что мы, несомненно, избегнули бы его, если бы успели прибыть несколькими часами раньше к восточному берегу залива Колючинского. Сколько было случаев, ког­ да можно было сберечь эти часы1». Главной причиной задержки, и притом не на несколько часов, а я а несколько дней, были льды у мыса Северного. Сейчас доста­ точно ясно, что Норденшельд мог бы не 1 А. Э. Норденшельд. Вокруг Европы и Азии на пароходе «Вега» в 1878-79 г. (При­ ложение iK книге М. С. Боднарского «Вели­ кий Северный путь». ГИЗ, 1926, М.-Л., стр. 216). стоять у мыса, а пробираться узкой поло­ сой чистой воды вдоль берега, у песчаной Косы, что Норденшельд впоследствии и сде­ лал, но обвинять его в ошибке было бы рав­ носильно требованию, чтобы он и капитан «Веги» Паландер, впервые плававшие в этих водах, обладали таким же лоцманским опы­ том, как, например, Миловзоров. «Вега» причалила, — пишет Норден- шельд2, — к прибрежной льдине, севшей на дно у самого северного выступа Иркайпия. Вскоре, однако же, временное сильное те­ чение стало гнать мимо места .причала суд­ на громадные пловучие льдины. Тогда «Ве­ га» бросила якорь в небольшой бухте, об ­ ращенной к северу и ограниченной двумя высокими мысами. К общей (печали, мы при­ нуждены были, в ожидании благоприятного распределения льдов, простоять в этой бух ­ те до 18 сентября. Эта задержка была глав­ ной причиной нашей последующей зимов­ ки». После установления регулярных плаваний к устью Колымы, начатых в 1911 году, мыс Северный также неизменно являлся глав­ ным препятствием на пути судов. В 1914 г. здесь зимовала «Колыма». В 1919 г. «Став­ рополь» и американская шхуна «Полярный медведь» ме смогли-обогнуть мыса Северно­ го и, в (конце навигации, повернули обрат­ но, при чем «Ставрополь» зазимовал в Ко­ лючинской -губе. Эта зимовка была вызва­ на, впрочем, желанием находившихся на «Ставрополе» колчаковских спекулянтов по­ торговать с чукчами. Шхуна благополучно вернулась в Америку. В 1924 г. здесь едва не зазимовал «Красный Октябрь», а «Ставро­ поль», убедившись в непроходимости для него льдов у мыса Северного, вернулся к острову Шалаурова и встал там на зимов­ ку. В 1928 ir. у мыса Северного, еще на пу­ ти в Колыму, зазимовала американская шху­ на Злизиф. В 1929 г., на обратном пути из Колымы, зазимовали «Ставрополь» и аме­ риканская шхуна «Нанук». Состояние льда у мыса Северногр в 1931 г. напоминало состояние льда в 1919 г. Прав­ да, капитан Миловзоров продолжал утвер­ ждать, что до нашего прихода, в июле, бе­ реговая прогалина должна была образовать­ ся и здесь, что льды были надвинуты пос­ ле, но, судя по славам чукоч, это все же сомнительно. Я спустился с мачты, откуда тщетно ста­ рался найти хоть одну полынью. На палу­ бе, по Железным бакам с керосином, были

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2