Сибирские огни, 1934, № 2
Ровно через сто лет после Кука, в 1878 году, сюда подошел, с противоположной стороны, Норденшельд на «Веге», впариые доказавший возможность плавания,^ в неко торые (годы,, Северным морским путем из Атлантического океана в Тихий без зимов ки. Правда, «Вега», имевшая слабую маши ну, все же зазимовала в районе Кодючин- ской губы, но, в общем, лето 1878 года бы ло исключительно благоприятным. 28 сен тября «Вега» встала « а якорь у селения Пи- тлекай, близ входного мыса восточного бе рега Колючинской губы, ожидая, что любой ветер разобьет небольшую ледяную пере мычку, преграждавшую ее путь; т о ветра ие было, начал образовываться молодой лед, и «Вега» осталась у Литлекая до 18 июля сле дующего, 1879, года, когда она снова дви нулась (вперед, и через два дня, 20 июля, вышла в Берингов пролив. В дни начала зи мовки «Веги» американская зверобойная шхуна «Мейер» шла по чистой воде от ост рова Геральда к мысу 'Сердце Камень, кото рого достигла 30 сентября. Таким образом, менее ста километров (а может быть всего 20-30 километров) отделяли «Вегу» от со* вершенно безледных пространств моря. В том ж е 1878 году китобой Кинан достиг семьдесят третьего градуса северной широ- ' ты, к северу от острова Врангеля (на ме ридиане 179°Е). Летняя полынья в Чукот ском море достигла необычайного развития. Кто знает, может быть чистое море к се веру от острова Врангеля соединялось с та кими же свободными от льда пространства ми Восточно-сибирского моря, или отделя лось от него разреженными проходимыми льдами, так что «Вега» могла бы пройти в Тихий «океан, пролагая курс в более север ных водах Полярного моря... Когда выяснилась неизбежность зимовки, Норденшельд пиоал: «Этот неожиданный удар тем труднее было хладнокровно пере носить, что мы, несомненно, избегнули бы его, если бы успели прибыть несколькими часами раньше к восточному берегу залива Колючинского. Сколько было случаев, ког да можно было сберечь эти часы1». Главной причиной задержки, и притом не на несколько часов, а я а несколько дней, были льды у мыса Северного. Сейчас доста точно ясно, что Норденшельд мог бы не 1 А. Э. Норденшельд. Вокруг Европы и Азии на пароходе «Вега» в 1878-79 г. (При ложение iK книге М. С. Боднарского «Вели кий Северный путь». ГИЗ, 1926, М.-Л., стр. 216). стоять у мыса, а пробираться узкой поло сой чистой воды вдоль берега, у песчаной Косы, что Норденшельд впоследствии и сде лал, но обвинять его в ошибке было бы рав носильно требованию, чтобы он и капитан «Веги» Паландер, впервые плававшие в этих водах, обладали таким же лоцманским опы том, как, например, Миловзоров. «Вега» причалила, — пишет Норден- шельд2, — к прибрежной льдине, севшей на дно у самого северного выступа Иркайпия. Вскоре, однако же, временное сильное те чение стало гнать мимо места .причала суд на громадные пловучие льдины. Тогда «Ве га» бросила якорь в небольшой бухте, об ращенной к северу и ограниченной двумя высокими мысами. К общей (печали, мы при нуждены были, в ожидании благоприятного распределения льдов, простоять в этой бух те до 18 сентября. Эта задержка была глав ной причиной нашей последующей зимов ки». После установления регулярных плаваний к устью Колымы, начатых в 1911 году, мыс Северный также неизменно являлся глав ным препятствием на пути судов. В 1914 г. здесь зимовала «Колыма». В 1919 г. «Став рополь» и американская шхуна «Полярный медведь» ме смогли-обогнуть мыса Северно го и, в (конце навигации, повернули обрат но, при чем «Ставрополь» зазимовал в Ко лючинской -губе. Эта зимовка была вызва на, впрочем, желанием находившихся на «Ставрополе» колчаковских спекулянтов по торговать с чукчами. Шхуна благополучно вернулась в Америку. В 1924 г. здесь едва не зазимовал «Красный Октябрь», а «Ставро поль», убедившись в непроходимости для него льдов у мыса Северного, вернулся к острову Шалаурова и встал там на зимов ку. В 1928 ir. у мыса Северного, еще на пу ти в Колыму, зазимовала американская шху на Злизиф. В 1929 г., на обратном пути из Колымы, зазимовали «Ставрополь» и аме риканская шхуна «Нанук». Состояние льда у мыса Северногр в 1931 г. напоминало состояние льда в 1919 г. Прав да, капитан Миловзоров продолжал утвер ждать, что до нашего прихода, в июле, бе реговая прогалина должна была образовать ся и здесь, что льды были надвинуты пос ле, но, судя по славам чукоч, это все же сомнительно. Я спустился с мачты, откуда тщетно ста рался найти хоть одну полынью. На палу бе, по Железным бакам с керосином, были
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2