Сибирские огни, 1934, № 2

легр эфиров ал: «В 14 часов потерял винт. Совсем двигаться не могу. Есть разводья, по которым якорями выбираюсь за торосы. Выбраться к берегу могу только на букси­ ре. Нужна ваша помощь. По направлению «Колымы» есть разводья, увеличиваются». Но «Колыма» уходила все дальше и даль­ ше, стремясь выйти в безопасную прибреж­ ную прогалину. Часов в семь капитан Ф о ­ нарев сообщил: «Судовым советом решено судно не оставлять до последней возмож­ ности. Если придется оставить судно в слу­ чае гибели, экипаж и пассажиры будут сле­ довать к берегу, по направлению)ж «Шмидту». Экипаж «Лейтенанта Шмидта» стал го­ товиться выйти навстречу экипажу «Чукот­ ки». Сейчас, около полуночи, капитан Мило­ взоров получил телеграмму с «Колымы», за подписями капитана Сергиевского и Мюра- та. В ней говорилось о тяжелой обстанов­ ке, в которой пароходу приходилось про­ биваться к берегу, почти непрерывно под­ рывая лед амоналом. Верхняя петля руля была сломана. «Состояние льдов, — закан­ чивалась телеграмма, — не позволяет за ­ держиваться на , одном .месте более двух­ трех часов. Лично вам рекомендуем дейст­ вовать исключительно по собственному ус­ мотрению, сообразуясь обстановкой, общим положением, вашими возможностями и уме­ нием, учитывая основные задачи рейса». Бледная ночь плывет над ледяным морем с тремя черными неподвижными кораблями. Фсто В. Итина Трещина с ледяном поле 31 июл я . (Из рейсового донесения ка­ питана Миловзорова). «Юго-западный ветер продолжал дуть с силою 5 баллов. Наблюдалось сильное па­ дение барометра. Учитывая аварийное положение «Чукот­ ки», тяжелую и рискованную работу паро­ хода «Колыма», пробивавшегося в прибреж­ ную прогалину, а также наблюдавшееся движение льда общей иевэломанной. мас­ сой под действием сильного отжимного вет­ ра от юго-запада, решил оставаться некото­ рое время у «Чукотки», опасаясь угона ее с общей массой невзломанного льда на б о ­ лее далекое расстояние от берега. В 6 часов ветер сменился на северо-за­ падный, который сразу приобрел силу до 8 баллов, почему, по изложенной выше причине, решил оставаться до окончания се­ веро-западного шторма. К полдню ветер стих до 2 баллов. В '14 часов, считая пого­ ду установившейся, снялся с якоря Аля дальнейшего следования. 'Несмотря на дувший юго-западный от­ жимный ветер, состояние льдов в прибреж­ ной прогалине быдо значительно хуже пре­ дыдущего перехода от мыса Ванкарема. По- видимому, невыгодную перегруппировку льда произвел дувший сегодня в продол­ жение шести часов северо-западный шторм. Часто встречались поперечные полосы плот­ но сжатого бито'по льда с наличием тяже­ лого до 25 процентов. Временами вынуж­ ден был пробиваться через перемычки, р а ­ ботая полным ходом машины. Ширина при­ брежной прогалины держалась от 1 до 3 миль». Плавание продолжалось около 2 дней. Пароход шел в прибрежной прогалине, пол­ ной мелких талых льдин. Иногда лёд был так густ, что пароход шел полным ходом. Мелкие льдины только задерживали его, но не представляли опасности при с то л кн ов е ­ нии. Напротив, когда лед в прогалине ста-, новился реже, приходилось убавлять ско­ рость, т. к. пароход с разбега сталкивался с льдинами, оставлявшими на . его скулах круглые вмятины. Справа, в море, за линией стамух, рее время был виден оплошной неподвижный, непроходимый_лед. Пловучие льдины в бе­ реговой прогалине резко отличались от это­ го арктического льда. Вспкруг нас было много тонких льдин, видимо весеннего об-' разования, и самых разнообразных облом­ ков всех видов льда: голубого — много­ летнего, совершенно пресного, зеленого, еще не потерявшего в глубине капелек р а с ­ сола, плоского — годовалого, и торосистого, превратившегося в грибы, в белых и бурых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2