Сибирские огни, 1934, № 2
легр эфиров ал: «В 14 часов потерял винт. Совсем двигаться не могу. Есть разводья, по которым якорями выбираюсь за торосы. Выбраться к берегу могу только на букси ре. Нужна ваша помощь. По направлению «Колымы» есть разводья, увеличиваются». Но «Колыма» уходила все дальше и даль ше, стремясь выйти в безопасную прибреж ную прогалину. Часов в семь капитан Ф о нарев сообщил: «Судовым советом решено судно не оставлять до последней возмож ности. Если придется оставить судно в слу чае гибели, экипаж и пассажиры будут сле довать к берегу, по направлению)ж «Шмидту». Экипаж «Лейтенанта Шмидта» стал го товиться выйти навстречу экипажу «Чукот ки». Сейчас, около полуночи, капитан Мило взоров получил телеграмму с «Колымы», за подписями капитана Сергиевского и Мюра- та. В ней говорилось о тяжелой обстанов ке, в которой пароходу приходилось про биваться к берегу, почти непрерывно под рывая лед амоналом. Верхняя петля руля была сломана. «Состояние льдов, — закан чивалась телеграмма, — не позволяет за держиваться на , одном .месте более двух трех часов. Лично вам рекомендуем дейст вовать исключительно по собственному ус мотрению, сообразуясь обстановкой, общим положением, вашими возможностями и уме нием, учитывая основные задачи рейса». Бледная ночь плывет над ледяным морем с тремя черными неподвижными кораблями. Фсто В. Итина Трещина с ледяном поле 31 июл я . (Из рейсового донесения ка питана Миловзорова). «Юго-западный ветер продолжал дуть с силою 5 баллов. Наблюдалось сильное па дение барометра. Учитывая аварийное положение «Чукот ки», тяжелую и рискованную работу паро хода «Колыма», пробивавшегося в прибреж ную прогалину, а также наблюдавшееся движение льда общей иевэломанной. мас сой под действием сильного отжимного вет ра от юго-запада, решил оставаться некото рое время у «Чукотки», опасаясь угона ее с общей массой невзломанного льда на б о лее далекое расстояние от берега. В 6 часов ветер сменился на северо-за падный, который сразу приобрел силу до 8 баллов, почему, по изложенной выше причине, решил оставаться до окончания се веро-западного шторма. К полдню ветер стих до 2 баллов. В '14 часов, считая пого ду установившейся, снялся с якоря Аля дальнейшего следования. 'Несмотря на дувший юго-западный от жимный ветер, состояние льдов в прибреж ной прогалине быдо значительно хуже пре дыдущего перехода от мыса Ванкарема. По- видимому, невыгодную перегруппировку льда произвел дувший сегодня в продол жение шести часов северо-западный шторм. Часто встречались поперечные полосы плот но сжатого бито'по льда с наличием тяже лого до 25 процентов. Временами вынуж ден был пробиваться через перемычки, р а ботая полным ходом машины. Ширина при брежной прогалины держалась от 1 до 3 миль». Плавание продолжалось около 2 дней. Пароход шел в прибрежной прогалине, пол ной мелких талых льдин. Иногда лёд был так густ, что пароход шел полным ходом. Мелкие льдины только задерживали его, но не представляли опасности при с то л кн ов е нии. Напротив, когда лед в прогалине ста-, новился реже, приходилось убавлять ско рость, т. к. пароход с разбега сталкивался с льдинами, оставлявшими на . его скулах круглые вмятины. Справа, в море, за линией стамух, рее время был виден оплошной неподвижный, непроходимый_лед. Пловучие льдины в бе реговой прогалине резко отличались от это го арктического льда. Вспкруг нас было много тонких льдин, видимо весеннего об-' разования, и самых разнообразных облом ков всех видов льда: голубого — много летнего, совершенно пресного, зеленого, еще не потерявшего в глубине капелек р а с сола, плоского — годовалого, и торосистого, превратившегося в грибы, в белых и бурых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2