Сибирские огни, 1934, № 2
лыма», а главным образом от благоприят ных ветров и выгодных перегруппировок льда, определения момента наступления ко торых обосновать было не на чем. Естест венно, такая неопределенная по времени о с тановка заставляла беспокоиться и дорожить каждым часом навигационного времени». Гончаров ответил радиограммой, адресо ванной капитанам «Лейтенанта Шмидта» и «Колымы»: «Выполняйте рейс, в случае тяжелого по ложения «Чукотки» снимите пассажиров, с ггрузом поступайте по вашему усмотре нию, 31225». Прежде чем этот ответ был получен, ка- .питан «Чукотки» Фонарев обратился к ка питану Миловэорову за помощью: «Поло жение ухудшается, — писал он, — до воз вращения «Колымы» возможно не продер жусь , подойдите немедленно к «Чукотке». «Колыма» медленно удалялась от «Чукот ки». «Колыма» двигалась не к берегу, куда из-за сплошных льдов пробиться было не возможно, а шла обратно, тем же путем, жаким забралась во льды, к мысу Ваякарем. «Лейтенант Шмидт» остался. Льды, в *которьгх стояла «Чукотка», бы ли совершенно неподвижны, несмотря на ве тер и, существующее здесь течение на юго- восток. Очевидно, эти льды держались н а , •большом количестве огромных торосов, сто явших на мели. Существует два типа ледовитых годов у Чукотского побережья. В первом случае лед в проливе Лонга находится (в движении и выносится вдоль берега к Берингову п р о ливу, во втором случае лед в проливе Лонга ^неподвижен, непроходим, но зато на восто ке края его в течение всего лета разруш а ет ся , так что ледяная кромка все дальше отступает к западу. Несколько позднее мы узнали, что от мыса ;Ванкарема до Берингова пролива м о р е ' со вершенно освободилось от льда. Поэтому рано или поздно «Чукотка» должна была оказаться на чистой воде. Необходимо бы ло выждать, но капитан «Чукотки» телегра фировал, что прибыль воды, поступающей в пробоину, доходила до четырех футов в час. То же самое сообщил начальник экспе диции на «Чукотке» т. Дьяков в телеграмме владивостокской газете «Красное знамя». — Что значит «вода прибывает четыре фута в час»? — спросил я капитана Мило- .взорова. — Значит ли это, что все водоот ливные средства действуют, но вода все- таки прибывает в трюмах по четыре фута jb час? — Да, — ответил Миловзоров, — я дол жен понимать это так. — Что же делать? — Повидимому, помочь «Чукотке» уже нельзя. Самое большее, через два часа она погибнет. Будем наблюдать за ними... Теплый юго-западный ветер летбл над льдами, они были влажны и нестерпимо сверкали. С риском ослепнуть я часами с-ле- Дил за высокими прекрасными мачтами шху ны. Время шло. Огненное солнце катилось к северо-западу. По расчету над этими мач тами должна была бы сомкнуться ледяная глубина, 1а «Чукотка» погарежнему стояла стройно, спокойно, неподвижно. Ветер 'почти внезапно превратился в шторм. Я не успел заметить, что он переме нил направление. — (Ошшй шторм! — побежал я будить капитана, пользовавшегося на стоянке слу чаем выспаться про запас.—Южный шторм! Под таким свирепым напором льды долж ны были отступить,, освободить свою "плен ницу. Не может быть, южный... — пробор мотал капитан. На мостике я взглянул на картушку ком паса. — Сволочь! — Это был норд-вест. Ветер дул с огромной неукротимой силой часа три. Казалось, великий белый парус ледяного покрова не выдержит, разлетится в куски. Н о льды не -пошевелились. Это был совсем особый, медленный, упор ный мир. Всякий, кто хочет иметь дело с этим ледяным миром, должен быть таким же упорным, терпеливым и в то же время готовым превратиться в свою собственную текучую и бурную противоположность... 29 июля. (Из рейсового донесения, капи тана Миловзорова). «Погода в продолжение всех -суток была ясная, дул благоприятный юг-о-запад-ный ве тер с -силою до 4 баллов. В состоянии льдов вне прибрежной прогалины не замечалось никаких -перемен. По прибрежной прогали не, как и вчера, беспрерывно двигались параллельно берегу -на зюйд-ост под дейст вием течения и ветра, отдельные льдины, а изредка большие поля, отрывавшиеся от неподвижной кромки льда, державшегося на стамухах, образовавших барьер, ограни чивающий прибрежную прогалину. Около четырех часов получена была теле грамма со шхуны «Чукотка» с уведомлени ем о заделке трещин в корпусе и уменьше нии течи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2