Сибирские огни, 1934, № 2

редким льдом или же с совершенно чистой водой, с глубиною 15— 16 футов. Мористее, к северу, вдоль прибрежной прогалины, с мачты парохода беспрерывно видны были по всему горизонту неподвиж­ ные тяжелые льды. Лишь изредка, местами, в отдаленных неподвижных льдах видне­ лись небольшие полыньи, свидетельствовав­ шие, что льды там уже подвергались пере­ группировке. Кромка неподвижного льда, вдоль при­ брежной прогалины, все время ограничива­ лась глубинами, в широких местах до 8 са ­ женей и более, а в узких — до трехсажен­ ных глубин, при чем ясно было видно, что \эта кромка представляла собой сплошной ■барьер, основанием которого служили стоя­ щие на мели тяжелые льдины». Ночью капитан Фонарев опять прислал радиограмму, которая немного нас успокои­ ла: «Вечером двадцать один час находился легком сжатии. С о льдины оползли. Поддер­ живайте с нами связь». Павел Георгиевич рассказал: — Кто р а з испытал сжатие, тот второй раз во льды не пойдет... Меня вот жало, так я научился теперь... —• Когда это было? — В четырнадцатом году. Ну, тогда я ■был помоложе... В 1914 году капитан Миловзоров в пер­ вый р аз ходил в полярный рейс. Он успеш­ но достиг на «Колыме» Нижнеколымска, но на обратном пути, у мыса Шелагского, встретил льды, прижатые к берегу. Заме­ тив, что лед движется на восток, капитан Миловзоров вошел в льды и дрейфовал с ними, пока, наконец, у мыса Северного был вынужден встать на зимовку. Во время дрейфа «Колыма» одно время стояла в небольшой полынье. Подул норд- вест. П ароход прижало к торосу. От даль­ него края кромки льда начали отрываться льдины и надвигаться,, вращаясь, на паро­ ход. Капитан рассчитал, что удар придется на несколько шпангоутов сразу. Тяжелая льдина навалилась. Шпангоуты выдержали, но край тороса, выдвинувшийся под водой, как таран, проткнул железо противополож­ ного борта. — Х орош о , что команда была дисципли­ нированная. Сразу заметили, подвели пла­ стырь. — Сожаление о собственной своей прошедшей молодости слышится в воркот­ не капитана. — Ну, а с этой публикой, ей- богу, пропадешь... Сжатие повторялось периодически, через 12 чаоов, вероятно в какой-то связи с при­ ливами, очень небольшими, впрочем, в этой части моря. — В таком случае надо уйти с этого ме­ ста... Н о «может ли уйти «Чукотка»? «Лейтенант Шмидт» все ближе подходил к берегу. Глубина падала до 20— 19 ф у ­ тов. Лотовый без отдыха, всю вахту, стоял на откидной решетке, непрерывно бросая лот и вытаскивая голыми руками пропитан­ ный ледяной водой лот-линь. В пасмурном свете полярной ночи паро­ ход, казалось, шел в узкой речке в ранний весенний ледоход. Это плавание, действи­ тельно, напоминало плавание по мелковод­ ному плесу. Капитан парохода, идущего в Кол. тмсюий рейс, должен был быть ие только ледовым специалистом, но и лоцма­ ном. Дно береговой полыньи было ровным, лишенным подводных опасностей, выгла­ женным льдами; но в некоторых местах, в особенности там, где в море впадали речки, образовывались опасные мели. А сидеть на мели в Полярном море хуже всякого ледя­ ного дрейфа. Искусство капитана Миловзорова было прежде всего искусством отличного лоцма­ на. — Эх, был бы я помоложе, — тихо го­ ворил капитан, — пошел бы с товарищем Ландиным. Смотрите, как здесь хорош о ит­ ти на маленьком суденышке! Чем меньше судно, тем легче ему итти и лавировать в такой ледовитой речке, какую представляет собой чукотская береговая прогалина. «Лейтенант Шмидт» принужден был дви- гаться ближе к ледяному барьеру, чем к бе­ регу, где всюду темнела вода. От барьера стамух, поперек полыньи, нередко тянулись ледяные перемычки из однолетнего, но еще прочного льда. «Лейтенант Шмидт» входил в лед малым ходом, пока лед его не оста­ навливал. Если винт начинал стучать о льди­ ны, команда бросалась на корму с длинны­ ми бамбуковыми шестами. Льдину легко отпихнуть, если она плава­ ет на чистой воде. Чаще же лед был густ, и мы со своими шестами походили на во­ робьев, клюющих шкуру спящего мамонта. Тогда пускали в ход ледяные якоря, тро­ сы которых наматывались на лебедку. Ка­ питан снова прислушивался к работе винта и осторожно давал средний, потом полный ход. Иногда лед уступал, иногда вся эта каторжная работа пропадала даром, и при­ ходилось искать другого, более слабого ме­ ста во льду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2