Сибирские огни, 1934, № 2

дальнейшего по ней следования. В 23 ' ч. 30 м. выбрался в прибрежную прогалину за Ванкарем и там стал пробираться вдоль берега». — Этот ветер сквозной, — говорил капи­ тан Миловзоров, 'опуская на глаза темно- желтые очки от невыносимого сияния льдов и тугого потока норд-веста. — Он дует вдоль в,сего берега. А' южный, юго-запад­ ный — это местные ветра, так, поддувала. Вот еще юго-восточный сквозной. Если бы он как следует дунул, вы бы через день этих льдов и не увидели. Он отжимает льды от берега, а норд-вест, видите, как жмет. Страшное движение ледяных полей на­ помнило мне о «Чукотке» и «Колыме», за­ тертых этими льдами. Я пошел в радио­ рубку, которая помещалась на верхней па­ лубе, над машинным отделением. Радист сидел у своего стола и записывал в тол­ стую тетрадь все, что слышал. Он прини­ мал разговор радиостанций «Чукотки» и «Колымы». — «У нас очень тяжелое 'Положение, следи все время, зови капитана к себе. Слушай, слушай меня, я пошел на палубу к капитану. Скорее, скорее зови капита­ на... У нас очень тяжелое 'положение, ну, следи за мной, следи, следи, следи все вре­ мя. Пошел к капитану...$. «Передай капитану: нас уже выдавило из льда, сильный крен. Скажите, как ваше положение... Крен 18 градусов. — «Вс,е время, все время среди бес­ прерывно. Ведите за нами ®се время слу­ ховое наблюдение, положение очень тяже­ лое, смотрите за нами. Ну, больше пока не отвечай. Слушай меня, слушай меня. Капитану: если можете, если можете по­ дойти, подойти, подойти ближе — — ». Когда мы стояли во льдах у мыса Ван- карема, на пароход пришел заведующий факторией АКО, расположенной на этом мысе, и чукчи — чай пить. Фактория мыса Ванкарема была единственной факторией, которую снабдила «Чукотка». Капитан Фонарев кратко сообщил: «В полдень северо-западным штормам выжало на лед, имеем повреждения корпуса, поло­ ман руль». — Я говорил ему не ходить во вторую полынью! — с торжеством и с улыбкой сказал капитан Миловзоров. Этой улыбки ему долго не могли про­ бить; но ход мыслей старого капитана был мне ясен. Двадцать лет он доказывал, что для полярных рейсов нужны крепкие суда, в особенности прочными должны быть руль и винт. Каждый из капитанов хотел, чтобы это было наглядно подтверждено, чтобы на условия полярной навигации на востоке Обратили внимание, но каждый, разумеет­ ся, хотел, чтобы это случилось не с его судном, а с другим. Неудивительно, что ка­ питан обрадовался. О «второй полынье» он рассказал: — Видите эту гряду самых больших льдин, идущих параллельно берегу? Это настоящие сторожа. Они прочно стоят на мели, препятствуют нажиму льдов на берег. Между такими сторожами и берегом мож­ но плыть. Или, когда лед позволяет, надо итти в море, далеко от берега. В начале навигации лед часто отрывает с внешней стороны неподвижных льдин, когда бере­ говая полынья еще не образовалась. Это и есть вторая полынья, самая опасная. Лед в ней, при первом нажиме, обязательно з а ­ кроется и, встречая препятствие со сторо­ ны льдин, сидящих на мели, будет сжи­ маться. В такое сжатие и попала «Чукот­ ка». Радиосвязь на некоторое время прерва­ лась. У радиста «Чукотки» от сильного крена судна опрокинулись аккумуляторы. — Ну, нас кверху не выжмет. Нас кни­ зу, книзу, — сказал со своей обычной ус­ мешкой капитан. А потом прибавил, обращаясь к ревизо­ ру: — Где у нас сумки? (вещевые мешки на случай гибели судна и пешего похода по льду). Готовы? Ничего у нас не готово. Сумки искали и вытаскивали из разных углов весь день. «Победа дается тому, у кого все в поряд­ ке», вспомнил я слова Амудсена. Наша стенная газета начала кампанию за поря­ док. Перед нами поднимался островок —■Кыр- карпко, груда рыжих камней. Льдины на­ громоздились вокруг него, как горы. Нигде не было видно прохода для судна. «Лейтенант Шмидт» шел, с разбега р а ­ сталкивая льдины, медленно преодолевая упорное сопротивление сверкающей сти­ хии. «Такая тяжелая, напряженная, до край­ ности рискованная работа, — записал в этот день капитан, —• вызывалась, главным об ­ разом, большой осадкой парохода, которая, будучи 19 футов, не позволяла итти ближе к берегу, где обычно имеются проходы с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2