Сибирские огни, 1934, № 2

V Гибель „Чукотки" ВИВИАН ИТИН (Из очерков «Восточный (вариант» ). — Малый ©перед. — Малый назад. ' — Стопорить. Прошел час, а не прошли и одной мили. Тяжелая работа. «Лейтенант Шмидт» застрял во льдах. Посмотришь вперед — бело, как у скеле­ та в брюхе. Голос капитана гаснет. — Прямо, пожалуй. Налево не выйдет. — Прямо руль. — Нет, и так не выйдет... Капитан, стоя на своем «балконе», как он называл — «воронье гнездо», вполголо­ са материт лед; но голос в арктической ти­ шине х орош о слышен. — Лево на бо-орт! — Вон ту грязную пустить по борту. —■Фигурчатая пусть вправо остается. — Эту, вон, козырьком, можно толкнуть. Белые скользкие чудища оживали от на­ пора форштевня. Начались разные чуде­ са. В сумеречном свете .полярной «очи от­ даленные льдины, растянуты? рефракцией, поднялись как горы. Казалось, мы были в плену, но пароход шел, и ледяные горы становились перед «им на колени. Над материком заклубились упругие ту­ чи, обильные и теплые, как летом на юге. Дул юго-западный ветер. Молния ударила в черный мыс. Теплый дождь зашумел по палубе. Вверху торжественно прокатился тугой' гром. Под громадной кроной туч вырастали большие белые грибы льдов. Гроза каза­ лась таким же обманом, как призрачные белые горы. Льды под теплым дождем плакали крокодиловыми слезами. Невиди­ мому, дождь не причинил им никакого з а ­ метного ущерба. 1 См. «Сиб. огни», •№№ 3-4, 5-6, 11-12 за 1933 г. В 3 ч. 30 м. выбрались в прибрежную прогалину около мыса Онман и, пройдя его, стали держаться параллельно берегу. Состояние льдов позволяло итти в рассто­ янии одной мили от берега, среди чрассе- янного тяжелого льда, быстро движуще­ гося на юго-восток. Дальше в море была » видна кромка сплошного неподвижного тяжелого льда. Когда в Чукотском море дует юго-за- падный ветер — не верьте ему. Летние иллюзии только тень настоящего лета, до­ летевшего сюда не крыльях ветра. После восхода солнцу подул нбрд-вест. Стало холодно и ясно. Едва заметное тече­ ние вдруг зашумело во льдах потоком. Встали на ледяной якорь. Ледяные поля взломались, лед пошел густой массой, на­ поминая ледоход на могучей реке. Наш ле­ дяной островок не выдержал напора и р а з ­ летелся на множество осколков. Ветер быстро усилился. «Сильные ветер и течение, — писал ка­ питан Миловзоров, — производили сме­ шанное движение льдов, чем не давали возможности управляться судном и в 9 ч. заставили встать на ледяной якорь. По тем же обстоятельствам судно неоднократно срывало с йкорей. Меняя места, к полудню постепенно подвинулись к мысу Ванкарем, на расстояние около трех миль и там вста­ ли под защитой группы льдин, стоящих на мели, на глубине И метров. З а время этой стоянки, в продолжение около двух-трех часов наблюдалось очень сильное движе­ ние льдов на юго-восток под действием те­ чения и ветра. В 19 ч. опасная передвижка льдов пре­ кратилась, сейчас же снялся с якоря, с н а ­ мерением обогнуть мыс Ванкарем и за ним выбраться в прибрежную прогалину для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2