Сибирские огни, 1934, № 2
V Гибель „Чукотки" ВИВИАН ИТИН (Из очерков «Восточный (вариант» ). — Малый ©перед. — Малый назад. ' — Стопорить. Прошел час, а не прошли и одной мили. Тяжелая работа. «Лейтенант Шмидт» застрял во льдах. Посмотришь вперед — бело, как у скеле та в брюхе. Голос капитана гаснет. — Прямо, пожалуй. Налево не выйдет. — Прямо руль. — Нет, и так не выйдет... Капитан, стоя на своем «балконе», как он называл — «воронье гнездо», вполголо са материт лед; но голос в арктической ти шине х орош о слышен. — Лево на бо-орт! — Вон ту грязную пустить по борту. —■Фигурчатая пусть вправо остается. — Эту, вон, козырьком, можно толкнуть. Белые скользкие чудища оживали от на пора форштевня. Начались разные чуде са. В сумеречном свете .полярной «очи от даленные льдины, растянуты? рефракцией, поднялись как горы. Казалось, мы были в плену, но пароход шел, и ледяные горы становились перед «им на колени. Над материком заклубились упругие ту чи, обильные и теплые, как летом на юге. Дул юго-западный ветер. Молния ударила в черный мыс. Теплый дождь зашумел по палубе. Вверху торжественно прокатился тугой' гром. Под громадной кроной туч вырастали большие белые грибы льдов. Гроза каза лась таким же обманом, как призрачные белые горы. Льды под теплым дождем плакали крокодиловыми слезами. Невиди мому, дождь не причинил им никакого з а метного ущерба. 1 См. «Сиб. огни», •№№ 3-4, 5-6, 11-12 за 1933 г. В 3 ч. 30 м. выбрались в прибрежную прогалину около мыса Онман и, пройдя его, стали держаться параллельно берегу. Состояние льдов позволяло итти в рассто янии одной мили от берега, среди чрассе- янного тяжелого льда, быстро движуще гося на юго-восток. Дальше в море была » видна кромка сплошного неподвижного тяжелого льда. Когда в Чукотском море дует юго-за- падный ветер — не верьте ему. Летние иллюзии только тень настоящего лета, до летевшего сюда не крыльях ветра. После восхода солнцу подул нбрд-вест. Стало холодно и ясно. Едва заметное тече ние вдруг зашумело во льдах потоком. Встали на ледяной якорь. Ледяные поля взломались, лед пошел густой массой, на поминая ледоход на могучей реке. Наш ле дяной островок не выдержал напора и р а з летелся на множество осколков. Ветер быстро усилился. «Сильные ветер и течение, — писал ка питан Миловзоров, — производили сме шанное движение льдов, чем не давали возможности управляться судном и в 9 ч. заставили встать на ледяной якорь. По тем же обстоятельствам судно неоднократно срывало с йкорей. Меняя места, к полудню постепенно подвинулись к мысу Ванкарем, на расстояние около трех миль и там вста ли под защитой группы льдин, стоящих на мели, на глубине И метров. З а время этой стоянки, в продолжение около двух-трех часов наблюдалось очень сильное движе ние льдов на юго-восток под действием те чения и ветра. В 19 ч. опасная передвижка льдов пре кратилась, сейчас же снялся с якоря, с н а мерением обогнуть мыс Ванкарем и за ним выбраться в прибрежную прогалину для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2