Сибирские огни, 1934, № 1
ДНЕВНИК. 229 Рисунок худ. Г. Орлова, -ч „Интервенция". А. М. Максимов в роли Бродского. фиксируются вынесенные на авансцену вставные выступления «артистов» кабачка и анархистской тройки (Филька, Иммерцаки, Тотарчук), арест же большавика-подполыди- ка Бродского остается «в тени». И далее. Сцена «в аптеке» разыгрывается в фарсо вых тонах, «в белошвейной» — в плане фактографической схемы, а «в тюрьме» — мелодраматично. Наконец, актеры тоже иг рают каждый в своей манере: А. Максимов (Бродский) ;и П. Болотин (Барбору) — в ре алистической, Б. Шлом (Женька Ксидиас) — в гр'отесково-шарж'евой, С. Илловайский (Жуш) — в мелодраматической и т. д. В ре зультате, вместо монументальной героичес кой хроники, суровой и полной,.в то же время радостного жизнеутверждения, полу чается местами драматизированное, а места ми развлекающее обозрение. ... Пьеса И. Прута «Князь Мстислав Удалой» представляет попытку создания в нашей драматургии трагедийного жанра. На .сце не умирают тринадцать красных бойцов, за щищающих отнятый у белых бронепоезд, и эта их гибель звучит залогом окончатель ной победы Красной армии и дела трудя щихся — '.социализма. Спектакль проходит -в' духе натуралистических жанровых характе'-, ристик. Отсюда — мельчание типов, обра зов, снижение пафоса напряженной и труд ной борьбы. И хуже всего, что этот «на туралистический дух» в .спектакле не явля ется принципиальными режиссерскими по зициями. Он случаен, обусловлен, порожден рядом «об’ективиых» обстоятельств: тем, что как и в «Интервенции», каждый актер играет по-своему, и тем, что бронепоезд на сцене' похож на разборно-наглядную модель, а перед ним движется «натуральная» на сыпь; тем что лагерь белогвардейцев дан совсем «как в опере», а музыка очень «на турально» подражает звукам хода поезда и боя... Молодой режиссер М. Ковалев не сумел уйти от этих «обстоятельств», пост роить спектакль в своей манере, раскрыть его мысль, его идею в свежем и ярком сценическом образе. И его спектакль вос принимается поэтому как сценические «за метки» о происшествиях на фронте. Оба спектакля — а «Интервенция» и «Князь Мстислав Удалой» — значительно уступают по своей глубине и силе идейно художественного воздействия пьесам. А это, конечно, для театра, претендующего на ведущую роль в крае, поставившему себе за дачей бороться за подлинную театральную культуру, — неудача, поражение, шаг на зад. Г. Полежаев работал над спектаклем ко медийного жанра. Пьеса В. Каверина «Укро щение мистера Робинзона» не без недоста тков, но все же дает неплохой материал для такого 'Спектакля. Можно было остроу мно и хлестко высмеять ретивую тройку «укротителей» крупного специалиста мисте ра Робинзона — его жену, ее дядю Хэма Перйдудла и молодого химика Мортона, пытающихся вернуть решившего остаться навсегда в СССР Робинзона в лоно семьи и отечества. И надо сказать, что в спектакле Полежаева есть целый ряд сделанных остро и изобретательно сценических положений, веселых игровых моментов. Но постановщик совершил в построении спектакля несколько крупных ошибок, лишивших спектакль цельности, необходимого живого темпа, за темнивших его направленность, его смысло- Рисунок худ. Г] Орлова. „Интервенция". Артистка А .М Филиппова в роли Ксидиас.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2