Сибирские огни, 1934, № 1
Дневник „Сибирских огней“ • % „Красный факел“. оо Две фшьлт. „КРАСНЫЙ ФАКЕЛ- Прошлый —-1932-33 г. сезон работы теат ра «Красный факел» в Новосибирске отли чался, как мы уже и отмечали в «Дневнике», крайне неравноценным репертуаром (Шек спир, «Епснр Булычев» и — сомнительная «Карта Кудеяри») и. совершенно различными по режиссерским принципам и приемам по становками. Такое 'явление в первом сеэоне- в театре, поставившем задачу найти свой творческий путь, свое идейно-хуДожествен- нае лицо, было в значительной степени за кономерным, об ’яенялюсь порьюньши поис ками скорейшего решения этой трудной за дачи. Сезон 1933-34 г. «Красный факел» начал с несколько обновленным составом и во гла ве с новым художественным руководите лем — заслуженным режиссером Республи ки —• Н. А. Рудиным. Первыми спектаклями шли возобновленные постановки прошлого сезона. Ф С. Литвинова — «Егор Булычев и др.» М. Горького и «Доходное место» A. Н. Островского. О них мы уже писали в «Дневнике». Здесь надо отметить, что, во зобновляя «Егора Булычева и др.», режис сер Ф. С. Литвинов, оставив нетронутым построение спектакля, провел дополнитель ную работу с актерами в плане более глу бокого и яркого вскрытия горьковского тек ста. Коренной переработке подверглась лишь сцена молодежи — Шурки, Тятина, Антоши ны и Алексея — .во 2 акте. Она была дана в духе интимной и вместе с тем. надрьыно- безысходной оргии; в нее было введено чте ние стихов А. Блока — «Я пригвожден к трактирной стойке». Такое построение и толкование этой |С^еяы нам кажется не сколько прямолинейным, упрощенным. Од нако, весь спектакль в этом сезоне оставлял более цельное впечатление, отдельные же сцены (например, объяснение Егора с Ма ланьей) достигали большой- сртлы и вырази тельности. Прежде исполнители ролей Егора, Шурки, Звонцова и Меланьи (Г. Полежаев, B. Баранова, С. Бирюков и А. Филиппова) играли много увереннее, уточнив и углубив характеристики этих персонажей. Из новых исполнителей удачны были Л. Бокарева — Ксения, Н. Корн — Башкин и Г1. Болотин — Павлин. «Доходное место» было возобновлено без всяких изменений. Новые исполнители ро лей Юсова (А. Максимов), Жадова (А. Ми- * • , ~ халев) и Юлиньр# (Т. Чежегова) не только, к сожаленйю^нё улучшили спектакля, а ско рее снизили его качество, силу и убедитель ность. с " V Самый фаиеивозобновления этих спектак лей евидетелКтйавал о признании их луч шими в проШгВД 1 ^еЗ'ане, — и это безуслов но правильная”оценка. В выпущенной к от крытию сезона театральной газете «Красный факел» новый художественный руководи тель Н. Рудин писал, что в дальнейшей ра боте театр должен итти, отталкиваясь имен но от этих двух постановок, по намечен ному ими inути. Однако, показанные до января 1934 г. три новые постановки (П. Рудина — «Интервен ция», Г. Полежаева — «Укрощение мистера Робинзона» и М. Ковалева — «Князь .Мсти слав Удалой») надо признать для «Красного факела» движением назад, а ,не вперед. От личительной чертой их является крайняя эклектичность. -Ни у одного из этих спектак лей нет своего стиля, нет и значительного и четко выраженного режиссерского замыс ла, которому были бы подчинены вое поста новочные и игровые (актерские) силы и средства. Какие-то отдельные сценки и эпи зоды в них удачны, какие-то отдельные ис полнители дали острые и сочные характери стики персонажей; «в .общем и целом» спек такль выглядит «гладким» и «грамотным», имеет у зрителя известный успех, но боль шого и глубокого цельного впечатления не оставляет. И это потому, прежде всего, так, что в спектаклях ведущим и организующим началом являются не принципиальные ре жиссерские устремления и приемы, а всяче ские сценические штампы и традиции и вольные и невольные заимствования из бо лее, или менее .известных и неизвестных по становок. В «Интервенции», например, есть ряд мас совых сцен: «Встреча союзных войск». «На верфи», «В кабачке» и,'др. «Встреча» прохо дит в натуралистических тонах и оттого в ней ничего .не акцентируется, не выделяется, все смазывается, на сцене только суматоха. «На верфи» ряд событий, происходящих в разных — по тексту пьесы — местах, дают ся на одной площадке с попыткой показать их так, как бывает «в жизни». И опять эта «условность» приводит к той же суматохе. «В кабачке» перед зрителем неожиданно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2