Сибирские огни, 1934, № 1
Герой романа Светлов, беседуя с полити ческим ссыльным Варгуниным, заявляет: — «Я предпочитаю идш до времени шаг эа шагом. — Так-то, батенька, и черепахи плетутся, — иронически замечает Варгунин. — Идти шаг за шагом — поясняет Свет лов — не значит, по-моему, плестись; напро тив, это значит идти решительно и неуклон но к своей цели, без скачков. Самая суть-то ведь не в скорости шагов, а в их твердости и .осмысленности. Войско так же идет. — А еще лучше, батенька, как и то и другое есть. — Уж это само собой разумеется; да ведь мало-ли чего нет... У нас, если даже и .плес тись, то к порядочной цели, так надо поми нутно оглядываться да под ноги смотреть, как бы на гнилую колоду не наткнуться... Непроходимыми дебрями, ведь, мы идем»... (Как видит читатель, обмен мнений тут ту манно-символический, но мы должйы учи тывать суровые цензурные условия того вре мени, — нельзя Зке было, в самом деле, чер ным по белому откровенно говооить о ре волюции или о цареубийстве. Приходи лось поневоле беседовать эзоповским язы ком, весьма отдаленными туманными наме ками; об этом в эпилоге романа упоминает сам автор: «Не от автора зависит быть за душевно-откровенным с тобой, друг мой чи татель... Здесь мы должны поневоле остано виться. Как неоттаявшая почва мешает зреть брошенным в нее семенам, как не могут отливать всеми красками солнца под снежные цветы, — так точно задерживаются ■рост и краски художественного произведе ния суровым дыханием нашей северной при роды» (следует читать: суровым дыханием нашей цензуры, нашего самодержавного строя). Рассмотрим содержание романа. Александр Светлов, главное действующее лицо произведения, сын иркутсткого чинов ника, оканчивает петербургский университет и со званием кандидата математических «аук возвращается в родной •сибирский город. Светлов занимается, кроме того, литературой но, приехав в Иркут ск, он как-будто забь;- вает и о математике и о литературе, отка зывается от предложения отца — поступить на государственную службу и поступает до машним учителем к детям некой Прозоро вой. Затем, в компании со своими друзьями и единомышленниками — доктором Ельнико- еым и политическим ссыльным Варгуниным— Светлов организует бесплатную народную школу, предназначенную для рабочих и бедноты. Работу в этой школе он рассмат ривает как свое главное и любимое дело, как «служение народу», но она для него не цель, а лишь средство раскрепощения трудящихся масс. Он заявляет Прозоровой: «Когда школа встанет покрепче на ноги, мы передадим ее в другие надежные руки». Бесплатную школу устроил в пригорад- ■■ной деревне и Политический ссыльный Вар гунин. Это полунелегальная школа помещает ся у него в бане. «Мальчуганы босоногие си дят, —* кто на лавку, а кто и на полок за- -берется; иной раз между ними и дед с се дой бородой торчит, да1тоже тычет указкой в книгу... Зато в деревне теперь шестеро 'всего и неграмотных-то». И такая ликвидация неграмотности, оче видно, тоже не цель, а .средство, — просве щение масс существенная предпосылка для революции. «Надо действовать, — говорит доктор Ельников, — надо работать всеми силами ума и души, хотя бы на зло безнадежности, хотя бы для того только, чтобы враг не ви дел тебя с опущенными руками даже и в ту минуту, когда ты задыхаться будешь по его милости. Будь уверен, что пока мои легкие в состоянии выработать из воздуха хоть один грамм кислорода — я не сложу рук». Доктор Ельников последователен: он сго рает на работе, и, умирая от чахотки, за несколько минут до смерти просит почитать ему позитивную философию Канта. Через несколько ^месяцев после 'приезда Светлова в Иркутск, на небольшой подго родной фабрике нарастает забастовка. Ди ректор фабрики Оржеховский — бывший полицеймейстер, «бессердечный и грубый человек, смесь военного задора с граждан ским взяточничеством». Добиваясь сознания от одного арестованного, он приказывал про изводить над ним примерное повешение и продолжал эту операцию до тех пор, пока у арестованного не начинало багроветь лицо. На фабрике он прибавил лишний час рабо ты в пользу своего собственного кармана и стал пороть розгами не только рабочих, но и женщин и стариков, за всякий пустяк. Возмущенные самодурством и издеватель ством директора, полковника Оржеховско- го, рабочие прекращают работу. Варгунин и Светлов пытаются ввести неорганизован ный стихийный бунт в рамки официального протеста и остановить рабочих от эксцес сов. Толпа ведет директора к проруби с целью утопить. Варгунин и Светлов удержи вают ©е от этого рискованного шага, и ра бочие ограничились тем, что разложили пол ковника Оржеховского на площади и выпо роли, а затем подали ему лошадей и отпра вили куда глаза глядят. За участие в этих событиях Светлов и Варгунин подвергаются аресту й тюрьме. (Однако, все кончается благополучно. Че рез каких-нибудь пару месяцев Светлов ос вобождается и едет в Петербург, а отттуда за границу. Что было с ним в дальнейшем— а’втор не говорит. Он лишь указывает на смену: «Если Светлов и падет в неравной борьбе, то на смену ему уже и теперь под растает другой... Да, друг-читатель, замена найдется, борьба не иссякнет... Светловых еще много будет впереди». Такими словами кончается роман. Нельзя не отметить чрезвычайно бодрого, жизнерадостного тона романа, — каждая его страница словно залита солнечным све том. И не приходится сомневаться в том, что в свое время эта' книга давала молоде жи большую идейную и эмоциональную за рядку. Не даром эта книга переиздана при советской власти в одной серии с такими лучшими произведениями дореволюционной литературы, как «Что делать» Чернышевско го, «Кто виноват», Герцена, «Оскудение» Тергаигорева, «Отцы и дети» Тургенева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2