Сибирские огни, 1934, № 1

Герой романа Светлов, беседуя с полити­ ческим ссыльным Варгуниным, заявляет: — «Я предпочитаю идш до времени шаг эа шагом. — Так-то, батенька, и черепахи плетутся, — иронически замечает Варгунин. — Идти шаг за шагом — поясняет Свет­ лов — не значит, по-моему, плестись; напро­ тив, это значит идти решительно и неуклон­ но к своей цели, без скачков. Самая суть-то ведь не в скорости шагов, а в их твердости и .осмысленности. Войско так же идет. — А еще лучше, батенька, как и то и другое есть. — Уж это само собой разумеется; да ведь мало-ли чего нет... У нас, если даже и .плес­ тись, то к порядочной цели, так надо поми­ нутно оглядываться да под ноги смотреть, как бы на гнилую колоду не наткнуться... Непроходимыми дебрями, ведь, мы идем»... (Как видит читатель, обмен мнений тут ту­ манно-символический, но мы должйы учи­ тывать суровые цензурные условия того вре­ мени, — нельзя Зке было, в самом деле, чер­ ным по белому откровенно говооить о ре­ волюции или о цареубийстве. Приходи­ лось поневоле беседовать эзоповским язы­ ком, весьма отдаленными туманными наме­ ками; об этом в эпилоге романа упоминает сам автор: «Не от автора зависит быть за­ душевно-откровенным с тобой, друг мой чи­ татель... Здесь мы должны поневоле остано­ виться. Как неоттаявшая почва мешает зреть брошенным в нее семенам, как не могут отливать всеми красками солнца под­ снежные цветы, — так точно задерживаются ■рост и краски художественного произведе­ ния суровым дыханием нашей северной при­ роды» (следует читать: суровым дыханием нашей цензуры, нашего самодержавного строя). Рассмотрим содержание романа. Александр Светлов, главное действующее лицо произведения, сын иркутсткого чинов­ ника, оканчивает петербургский университет и со званием кандидата математических «аук возвращается в родной •сибирский город. Светлов занимается, кроме того, литературой но, приехав в Иркут ск, он как-будто забь;- вает и о математике и о литературе, отка­ зывается от предложения отца — поступить на государственную службу и поступает до­ машним учителем к детям некой Прозоро­ вой. Затем, в компании со своими друзьями и единомышленниками — доктором Ельнико- еым и политическим ссыльным Варгуниным— Светлов организует бесплатную народную школу, предназначенную для рабочих и бедноты. Работу в этой школе он рассмат­ ривает как свое главное и любимое дело, как «служение народу», но она для него не цель, а лишь средство раскрепощения трудящихся масс. Он заявляет Прозоровой: «Когда школа встанет покрепче на ноги, мы передадим ее в другие надежные руки». Бесплатную школу устроил в пригорад- ■■ной деревне и Политический ссыльный Вар­ гунин. Это полунелегальная школа помещает­ ся у него в бане. «Мальчуганы босоногие си­ дят, —* кто на лавку, а кто и на полок за- -берется; иной раз между ними и дед с се­ дой бородой торчит, да1тоже тычет указкой в книгу... Зато в деревне теперь шестеро 'всего и неграмотных-то». И такая ликвидация неграмотности, оче­ видно, тоже не цель, а .средство, — просве­ щение масс существенная предпосылка для революции. «Надо действовать, — говорит доктор Ельников, — надо работать всеми силами ума и души, хотя бы на зло безнадежности, хотя бы для того только, чтобы враг не ви­ дел тебя с опущенными руками даже и в ту минуту, когда ты задыхаться будешь по его милости. Будь уверен, что пока мои легкие в состоянии выработать из воздуха хоть один грамм кислорода — я не сложу рук». Доктор Ельников последователен: он сго­ рает на работе, и, умирая от чахотки, за несколько минут до смерти просит почитать ему позитивную философию Канта. Через несколько ^месяцев после 'приезда Светлова в Иркутск, на небольшой подго­ родной фабрике нарастает забастовка. Ди­ ректор фабрики Оржеховский — бывший полицеймейстер, «бессердечный и грубый человек, смесь военного задора с граждан­ ским взяточничеством». Добиваясь сознания от одного арестованного, он приказывал про­ изводить над ним примерное повешение и продолжал эту операцию до тех пор, пока у арестованного не начинало багроветь лицо. На фабрике он прибавил лишний час рабо­ ты в пользу своего собственного кармана и стал пороть розгами не только рабочих, но и женщин и стариков, за всякий пустяк. Возмущенные самодурством и издеватель­ ством директора, полковника Оржеховско- го, рабочие прекращают работу. Варгунин и Светлов пытаются ввести неорганизован­ ный стихийный бунт в рамки официального протеста и остановить рабочих от эксцес­ сов. Толпа ведет директора к проруби с целью утопить. Варгунин и Светлов удержи­ вают ©е от этого рискованного шага, и ра­ бочие ограничились тем, что разложили пол­ ковника Оржеховского на площади и выпо­ роли, а затем подали ему лошадей и отпра­ вили куда глаза глядят. За участие в этих событиях Светлов и Варгунин подвергаются аресту й тюрьме. (Однако, все кончается благополучно. Че­ рез каких-нибудь пару месяцев Светлов ос­ вобождается и едет в Петербург, а отттуда за границу. Что было с ним в дальнейшем— а’втор не говорит. Он лишь указывает на смену: «Если Светлов и падет в неравной борьбе, то на смену ему уже и теперь под­ растает другой... Да, друг-читатель, замена найдется, борьба не иссякнет... Светловых еще много будет впереди». Такими словами кончается роман. Нельзя не отметить чрезвычайно бодрого, жизнерадостного тона романа, — каждая его страница словно залита солнечным све­ том. И не приходится сомневаться в том, что в свое время эта' книга давала молоде­ жи большую идейную и эмоциональную за­ рядку. Не даром эта книга переиздана при советской власти в одной серии с такими лучшими произведениями дореволюционной литературы, как «Что делать» Чернышевско­ го, «Кто виноват», Герцена, «Оскудение» Тергаигорева, «Отцы и дети» Тургенева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2