Сибирские огни, 1934, № 1
Поэт не может примириться с тем, что «го любимая страна превращена царским прави тельством в страну ссылки и каторги. Он пишет: «На дальней родине моей Обычный звук был — звук цепей. Он рано в душу мне проник И -с детства в ней будить привык Тоску по участи людей. И я мелю, чтоб этот звук, Глухой, как в крышку гроба 'стук, Бесследно замер поскорей Для бедной родины моей — Страны изгнания и мук». Отсюда и его^призыв к своему поколе нию: «Люби свою страну не той пустой лю бовью, Что с звуками речей уносится как дым, Ты жертвуй для нее и плотию и кро вью, Делится с ней трудом и разумом сво им». Отсюда и его -бодоая уверенность в гибе ли самодержавного строя и превращении Сибири каторжной в какую-то иную Си бирь, —• в смутных мечтах поэта, может быть, это и была Сибирь социалистическая. Поэтому так бодро звучит и другой его призыв, знаменитая молодежная песня, .ко торую распевало не одно поколение и в Си бири и за пределами Сибири: '«Светает, товарищ! Работать давай. Работы усиленной Требует край. Работай руками, Работай умом, -Работай без устали Ночью и днем... Не думай, что труд наш Бесследно пройдет, Не бойся, что дум твоих Мир не поймет. Работай лишь с пользой На ниве людей Да сей только честные Мысли на ней. А там уж что будет, То будет пускай...' Так ну же работать мы Дружно давай, — Работать руками, Работать умом, Работать без устали Ночью и днем!» Гражданские мотивы в поэзии Омулев- ского являются преобладающими. Он поет гимны труду, учащейся молодежи, призыва ет к борьбе со «злом» и «тьмой» (в то вре мя эти -понятия были по цензурным услови ям синонимами самодержавного строя),, по эт мечтает умереть «в борьбе с тиранами». Сильными штрихами рисует он безработную женщину, просящую подаяния на городском мосту. Она рада «работать, как лошадь, весь день», — но работы нет, женщина те ряет последнюю веру: «Молиться? Уж много бессонных ночей Прошу я защиты у неба, Но с этого царства холодных лучей На землю не падает хлеба». Значительна в поэзии Омулевского и са тирическая .сторона, при чем эта часть его- лирики носит -следы явного влияния песен Беранже (Омулевекий печатался, между про чим, и в журнале «Искра», где Беранже был любимцем). Приведенных цитат достаточно для того, чтобы установить в идеологической окраске поэзии Омулевского, особенно в сибирском цикле его стихов, несомненное наличие силь ной народнической струи. С уверенностью можно сказать, что наш сибирский поэт не однажды получал тв-орч-ескую зарядку от Некрасова, от народничества в ц-елом. Эта идеология мелкобуржуазных револю ционеров, радикально настроенной интел лигенции, -определенно и совершенно четко выражена в роман-е «Шаг за шагом». Роман появился в 1871 году, за год до появления в русском переводе «Капитала» Маркса, когда живы были народнические иллюзии, а тр-езво-е марксистское слово в России еще не звучало. Припомните, к чему сводились основные положения народничества. Их можно свести, к трем: 1) развитие капитализма недопусти мо, так как он несет -с собой пролетариза цию, обнищание масс, 2) нужно делать упор на крестьянскую общину и на рабочие арте ли, так как эти формы коллективизации способствуют непосредственному переходу к -социалистическому строю, и 3) главным фак тором -общественного прогресса явяется внеклассовая революционно-настроенная ин теллигенция, которая должна идти в народ ные массы, просвещать их, будить их .само сознание и этим самым подготовлять рево люцию. Лево-е крыло народников (Каракозов, Ху дяков и др.) шли дальше и высказывались смелее, они считали необходимым цареубий ство. В прокламации, адресованной «Друзь- ям-рабочим» они писали: «Когда справился народ со своим главным врагом, т. е. царем, остальные, мелкие—-помещики, вельможи, чи новники и другие богатеи струсят, потому что число их незначительно. Тогда-то и бу дет настоящая воля. Земля будет принадле жать .не тунеядцам, а артелям -,и обществам самих рабочих. И -капиталы будут принадле жать тем артелям рабочих, которые будут производить выгодные работы этими капи талами и доходы делить между всеми ра ботниками! артели поровну», Но я правые и левые народники были в конечном результате беспомощны и беспоч венны. Они упускали из вида реальную поч ну, о чем впоследствии так четко сказал Ленин: «Социалистическая интеллигенция только тогда может рассчитывать на пло дотворную работу, когда покончит с иллю зиями и -станет искать -оп-оры в действитель ном, а не желательном развитии России, в действительных, а не возможных обществен но-экономических отношениях» (1894, «Что такое друзья народа»), -Омулевекий едва-ли разделял решитель ную позицию левых народнического крыла. Он был настроен более мягко, боле-е идил лически и, судя по роману, примыкал к пра вому крылу народников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2