Сибирские огни, 1934, № 1

ной мере убедительно. И приходится жа­ леть, что такая актуальная проблема, как показ, вскрытие вредительства, скомкана автором, не развернута до конца. _ Но, несмотря на все эти .недостатки, «По­ эма о фарфоровой чашке» была для Ис. Гольдберга, серьезным движением вперед на пути художественного и идейно-полити­ ческого роста. В следующем своем романе — «Главный штрек» — автор уж.е более уверенно и глу­ боко разрабатывает производственную те­ му. 8. «Главный штрек». Работа и жизнь угольных шахт •— удар­ ничество и соцсоревнование, механизаций ,шахт, новые методы .разработки, проблема новых кадров, новое отношение к труду, переделка человеческого материала в про­ цессе социалистической переделки мира, — все эти животрепещущие вопросы поставле­ ны в «Главном штреке»1. ...Из глухой деревни на сибирскую ша.чту попадает по вербовке молодой парень Фе ­ дор I рузных. Федор жил всю жизнь в такой деревне, «где и не слыхивали, что такое ка­ менный ■уголь, где не знали, как его- добы­ вать .надо и какие бывают шахты». На первых порах Федор растерялся в но­ вой непривычной обстановке. Запуганный темными слухами |о всяческих «ужасах» подземной работы, Грузных решает бежать обратно в деревню, как это делали многие из вновь завербованных. Писатель показы­ вает, что на руднике не было настоящей раз’яснительной работы среди рабочих и что этим пользуется классовый враг, рас­ пуская слухи об «упокойниках», которых якобы десятками тайно выносят после каж­ дой смены. В результате многие из завер­ бованных рабочих бежали домой, «а в гра­ фике рабочей силы и на шахтах лезла вверх упорная и грозная кривая — текучесть ра­ бочей силы». Гольдберг пристально следит за всеми переживаниями Федора, с момента, когда он со страхом впервые спускается в шахту по ста сорока ступенькам, до того, как ста­ новится он «рабочим что надо» и его вы­ двигают .практикантом к врубовой машине. Писатель убедительно показывает, что рост Федора заключается не только в том, что «из растерянного, неловкого деревенско­ го парня» он становится квалифицирован­ ным шахтером. Становясь пролетарием, Фе­ дор. перерождается духовно, становится ю- вым человеком, сознательным строителем социализма. Психологическому раскрытию образа Федора Гольдберг, уделяет самое главное внимание. Федор Грузных приходит на шахту поли­ тически неграмотным. Он не знает, что та­ кое прорыв, ударничество, социалистическое соревнование. Идя ;на шахту, он думает только о своих личных интересах — хоро­ шо заработать и вернуться домой, в дерев­ ню. Но вот Федор попадает в передовую комсомольскую бригаду Фролова. .Постепен­ но, день за днем, он втягивается в общест­ венную работу, начинает себя чувствовать 1 «Советская литература», 1933. частью коллектива, становится ударником и подает заявление ib комсомол. «Мир раскрывался перед ним все шире и просторнее здесь, в непривычной обстачов- ке. Мир менялся в .его представлении с каж­ дым днем. Старое заслонялось, тускнело. Оформлялось, выступало все отчетливей и все более четко новое, к которому нужно было привыкать... Еще совсем недавно ему были непонятны стремления и настроение ударников. Всего пару недель назад и он полагал, что ударниками владеют корыст­ ные чувства, что вот именно из-за пайкоз и жирных .кусков становятся они ударниками,-, из-за хороших заработков. Но, сделавшись членом фроловской бригады, окунувшись головою в ее интересы, заразившись задо­ ром и горячностью остальных ребят, изо дня в день накаляясь настроениями и рас­ суждениями этих новых .своих товарищей, он, наконец, понял то, что до сих пор было> ему непонятно и недоступно». Образ деревенского человека, становяще­ гося сознательным пролетарием, еще в очень слабой степени показан в .нашей литературе- В лице Федора Грузных Гольдбергу удалось дать тип молодого рабочего, деревенского- парня, вышедшего на «главный штрек» со­ знательной жизни, общественной работы, активного участия в строительстве социа­ лизма. Второй центральной фигурой повести яв­ ляется инженер Осмоловский. В лице/Осмо­ ловского автор попытался дать тип старого- специалиста, который становится новым, советским специалистом, который переделы­ вается в процессе великой социалистической стройки. Раньше Осмоловский работал в Донбассе. Он хорошо знает свое дело, любит его. Ин­ женер с большим пренебрежением относится к сибирским шахтерам, особенно к молодым, недавно .пришедшим в шахту. Вообще он; больше доверяет машине, считает, что толь­ ко на .механизмы можно положиться, что только они не подведут. «Машина становилась для него дороже и .милее людей. —• Очень жаль, — сознавался он на сове­ щании инженеров и техников, и -нельзя бы­ ло понять — шутит он или нет, — очень жаль, что мы не все .процессы производства можем еще заменить механизмами, маши­ ной. Нет .ничего верней и надежнее маши­ ны... А люди, особенно вот эти, здешние, неквалифицированные рабочие — с ними далеко не уедешь». Осмоловский показан вначале замкнутым в своем семейном кругу, чуждающимся все­ го, что не входит в его обязанности техно­ рука. Но, сталкиваясь с рабочими, он видит, что люди сегодняшней шахты чем-то отли­ чаются от того рабочего, каким представлял его .всегда Осмоловский. «Во фроловской бригаде Осмоловский впервые увидел, как вырастают .новые рабо­ чие в новых условиях... Он подметил особое отношение к труду. Здесь набившие ему ос­ комину лозунги, выцветавшие на полинявншх полотнищах и плакатах, наливались челове­ ческим, живым, горячим содержанием к по­ рою смущающее изумление охватывало его,.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2