Сибирские огни, 1934, № 1
ной мере убедительно. И приходится жа леть, что такая актуальная проблема, как показ, вскрытие вредительства, скомкана автором, не развернута до конца. _ Но, несмотря на все эти .недостатки, «По эма о фарфоровой чашке» была для Ис. Гольдберга, серьезным движением вперед на пути художественного и идейно-полити ческого роста. В следующем своем романе — «Главный штрек» — автор уж.е более уверенно и глу боко разрабатывает производственную те му. 8. «Главный штрек». Работа и жизнь угольных шахт •— удар ничество и соцсоревнование, механизаций ,шахт, новые методы .разработки, проблема новых кадров, новое отношение к труду, переделка человеческого материала в про цессе социалистической переделки мира, — все эти животрепещущие вопросы поставле ны в «Главном штреке»1. ...Из глухой деревни на сибирскую ша.чту попадает по вербовке молодой парень Фе дор I рузных. Федор жил всю жизнь в такой деревне, «где и не слыхивали, что такое ка менный ■уголь, где не знали, как его- добы вать .надо и какие бывают шахты». На первых порах Федор растерялся в но вой непривычной обстановке. Запуганный темными слухами |о всяческих «ужасах» подземной работы, Грузных решает бежать обратно в деревню, как это делали многие из вновь завербованных. Писатель показы вает, что на руднике не было настоящей раз’яснительной работы среди рабочих и что этим пользуется классовый враг, рас пуская слухи об «упокойниках», которых якобы десятками тайно выносят после каж дой смены. В результате многие из завер бованных рабочих бежали домой, «а в гра фике рабочей силы и на шахтах лезла вверх упорная и грозная кривая — текучесть ра бочей силы». Гольдберг пристально следит за всеми переживаниями Федора, с момента, когда он со страхом впервые спускается в шахту по ста сорока ступенькам, до того, как ста новится он «рабочим что надо» и его вы двигают .практикантом к врубовой машине. Писатель убедительно показывает, что рост Федора заключается не только в том, что «из растерянного, неловкого деревенско го парня» он становится квалифицирован ным шахтером. Становясь пролетарием, Фе дор. перерождается духовно, становится ю- вым человеком, сознательным строителем социализма. Психологическому раскрытию образа Федора Гольдберг, уделяет самое главное внимание. Федор Грузных приходит на шахту поли тически неграмотным. Он не знает, что та кое прорыв, ударничество, социалистическое соревнование. Идя ;на шахту, он думает только о своих личных интересах — хоро шо заработать и вернуться домой, в дерев ню. Но вот Федор попадает в передовую комсомольскую бригаду Фролова. .Постепен но, день за днем, он втягивается в общест венную работу, начинает себя чувствовать 1 «Советская литература», 1933. частью коллектива, становится ударником и подает заявление ib комсомол. «Мир раскрывался перед ним все шире и просторнее здесь, в непривычной обстачов- ке. Мир менялся в .его представлении с каж дым днем. Старое заслонялось, тускнело. Оформлялось, выступало все отчетливей и все более четко новое, к которому нужно было привыкать... Еще совсем недавно ему были непонятны стремления и настроение ударников. Всего пару недель назад и он полагал, что ударниками владеют корыст ные чувства, что вот именно из-за пайкоз и жирных .кусков становятся они ударниками,-, из-за хороших заработков. Но, сделавшись членом фроловской бригады, окунувшись головою в ее интересы, заразившись задо ром и горячностью остальных ребят, изо дня в день накаляясь настроениями и рас суждениями этих новых .своих товарищей, он, наконец, понял то, что до сих пор было> ему непонятно и недоступно». Образ деревенского человека, становяще гося сознательным пролетарием, еще в очень слабой степени показан в .нашей литературе- В лице Федора Грузных Гольдбергу удалось дать тип молодого рабочего, деревенского- парня, вышедшего на «главный штрек» со знательной жизни, общественной работы, активного участия в строительстве социа лизма. Второй центральной фигурой повести яв ляется инженер Осмоловский. В лице/Осмо ловского автор попытался дать тип старого- специалиста, который становится новым, советским специалистом, который переделы вается в процессе великой социалистической стройки. Раньше Осмоловский работал в Донбассе. Он хорошо знает свое дело, любит его. Ин женер с большим пренебрежением относится к сибирским шахтерам, особенно к молодым, недавно .пришедшим в шахту. Вообще он; больше доверяет машине, считает, что толь ко на .механизмы можно положиться, что только они не подведут. «Машина становилась для него дороже и .милее людей. —• Очень жаль, — сознавался он на сове щании инженеров и техников, и -нельзя бы ло понять — шутит он или нет, — очень жаль, что мы не все .процессы производства можем еще заменить механизмами, маши ной. Нет .ничего верней и надежнее маши ны... А люди, особенно вот эти, здешние, неквалифицированные рабочие — с ними далеко не уедешь». Осмоловский показан вначале замкнутым в своем семейном кругу, чуждающимся все го, что не входит в его обязанности техно рука. Но, сталкиваясь с рабочими, он видит, что люди сегодняшней шахты чем-то отли чаются от того рабочего, каким представлял его .всегда Осмоловский. «Во фроловской бригаде Осмоловский впервые увидел, как вырастают .новые рабо чие в новых условиях... Он подметил особое отношение к труду. Здесь набившие ему ос комину лозунги, выцветавшие на полинявншх полотнищах и плакатах, наливались челове ческим, живым, горячим содержанием к по рою смущающее изумление охватывало его,.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2