Сибирские огни, 1934, № 1
мысль обновить фабрив» вступали .в спор с отрицателями и мало^рами... В цехах в такие мгновения шумело и гудело, как в раздраженном, потревоженном сулье». Большое место в «Поэме» занимает изо бражение быта рабочих. Правда', быт пока зан в теснейшей связи с фабрикой, с про изводством. Писатель подчеркивает, что перестройка фабрики должна повлиять на перестройку быта ее рабочих. Директор решительно борется со всякими попытками сократить смету «а жилстроительство. «Кто-то откашлялся и глухо сказал: — При чем тут, товарищи, в смете, сум ма на жилстроительство стоит? При чем? Вот если бы... Широких дернулся вперед и весь заго релся: — По этой статье думаешь сокращать? Прекрасно!.. Расчудесно!.. Значит, так надо понимать: фабрику, мол, построим по всем усовершенствованиям, лучше ив надо, а для рабочих, для живой силы, все по-старому оставить? А мы, признаться, думали по- иному. Мы рассчитывали и рассчитываем, что ежли вырвать старое, то уж с корнем, напрочь. Чтоб никаких следов «е остава лось». Писатель не мог избежать в «Поэме» по каза деревни, с которой фабрика тесно свя зана. И в показе этой деревни сказался еще старый подход Гольдберга к сибирской де ревне, как темной, косной, не любящей всего нового, необычного. «Не любили высокобугорские мужики фабрику. Не любили они ее за многое. За шум, ко торый всегда стоял вокруг нее, за беспо койство, причиняемое им ее близостью, за «вольницу», которая приходила через фаб рику, за все, что шло от фабрики. И кроме всего — не любили они ее так, просто, бес причинно, как не любят лесные, деревен ские люди все, что выходит за пределы привычного, за грани каждодневного, от прадедов положенного уклада жизни». Здесь показано враждебное отношение к фабрике деревни вообще, и это, конечно, неправильно. Дальше писатель уже пока зывает, что не вообще «деревенские», а ку лацкая часть деревни не' любит фабрики и того нового, что идет от нее в деревню. И поджигает корпуса новой фабрики «крепкий мужик», «кулак настоящий» — Афанасий ■Мироныч. В лице центрального героя «Поэмы» — Широких — Гольдберг попытался дать об раз красного директора-выдвиженца. Энер гичный, прямолинейный Андрей Фомич це ликом отдается тому делу, которое ему до верила партия, уп.орио добивается своего. Интересно задуман и образ специалиста Карпова. «Анфрей Фомич сразу разглядел в Кар пове честного и знающего специалиста. Он почуял в инженере не только добросовест ного, честного специалиста, но энтузиаста, которому его дело дорого, который горит и сгорает за него»... Карпов горячо борется за дело. Но потом инженер неожиданно проявляет интелли гентное малодушие: из-за неудачной любви к работнице Фене он бросает фабрику. Из образов старых рабочих наиболее убе дителен, глубок и диалектичен образ ста рика Поливанова. Другие фигуры рабочих, слишком однообразны и схематичны. Не ма ло схематизма и в -обрисовке центральных фигур роману. Это -сказывается хотя бы на: мотивировка* психологических движений * героев. Вм-есто углубленного показа и моти вировок тех или иных изменений''в мыслях и чувствах героев, писатель ограничивается упоминанием об этих изменениях. Поэтому в романе -многократно, надоедливо звучат такие сочетания: «что-то», «почему-то», «какую-то» и т. д. Такие мотивировки .упот ребляются часто писателем потому, что -ом идет по пути наименьшего сопротивления и вместо глубокой художественной моти вировки изменений, происходящих в психо логии его героев, отделывается этими «как- то» и «почему-то». Вот несколько приме ров: «Но сквозь веселье, сквозь беспричинную молодую радость прорывалось в ней какое- то смутное чувство». «На мгновение что-то похожее на тоску, коснулось его». «Что-то подсказало ему, что в этой встре че заложено большое, сложное». «Павел Николаевич, словно руководимый какою-то посторонней силою, подталкива-е- мый каким-то чутьем, внезапно обостренным в нем при соприкосновении с толпою, с взволнованным и возбужденным многолюдь ем, — откинул всякие сомнения и крепко и тяжеловесно бил». «Карпов встрепенулся, помрачнел и по чувствовал какую-то злобную удовлетво ренность». -Примеры эти можн-о увеличить. Серьез ным недостатком -романа является то, что пр-облема вредительства не поставлена в произведении -с нужной остротой. Читатель- чувствует, что не толь-к-о запрещение -из Москвы, н-о и поджог фабрики, и вредитель ство мастера Черепахина -— все это тесно- связано с действиями Вавилова, -руководит ся им. Не случайно такую догадку высказы вает и начмилиции Зотов во время пожара: «Моя до-гадка такая: насчет Вавилова'.. Моя догадка на основе фактического ;гре~ бывания здесь молодог-о гражданина Вави лова в прошлый раз. Основа фактическая и без опровержения. Припомню: Вавилов, бывший, ка-к говорится, владелец фабрик-и,- приехал тогда и -супротивился старательно -новому здешн-ему строительству. Но уехал ни с чем, потому что местным напором и. усилиями товарища директора строитель ство было заведено и идет полным темпом.... И если, как говорится, не мытьем, так ка таньем, то начал он действовать из Москвы! А доподлинн-о припомню вам: у того Вави лова корни здесь остались глубокие, в не сознательном элементе, в' стариках и тому подобное... — Ты скажи! —» резко перебил Зотова: Андрей Фомич. — У тебя данные на этот счет имеются? След какой-нибудь? — Следа покуда еще «ету»... Этого следа писатель так и не указал- Поэтому замечание Карпова: «Фантазия- Зотова!.. Пиикертонит!» — звучит в иззест-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2