Сибирские огни, 1934, № 1
ляется ярким художественным документом о зверствах, разложении <и табели кровавой колчаковщины. Мы уже /оказали, что повесть «Сладкая по лынь» по своей тематике примыкает к циклу произведений о .гражданской войне. «Слад кая полынь» — глубопо пессимистическое произведение. ...Обезображенная, с /выхлеснутым глазом возвращается партизанка Ксения Коненкина в свою деревню. Первое время после окон чания гражданской войны Ксения не реша лась вернуться в свою деревню с таким ли цом. «Как вернуться домой с этаким лицом? Как показаться тем, кто знал сызмальства!.. Стыд этот держался о ней и держал ее вда ли от дома долгие месяцы». Нелюдимой, печальной вернулась Ксения. 'Парень, бывший когда-то ее женихом, дав но уже женат на другой. Любопытство и соболезнования баб, еще больше угнетают Ксению. Но вот в деревню приходит незна комый человек из города. Он находит ра боту /у Койенкиной, а потом становится ее мужем. Ксении кажется, что она, наконец, обрела свое счастье. Но вскоре выясняется, что муж ее, Павел, — бывший белогвардеец, который недавно вышел мз тюрьмы и в по исках работы попал в деревню. Ксения, за таившая в себе злобу ^а белых гадов, обе зобразивших ее, сделавших несчастной, уз нает вдруг, что живет теперь со сво/им быв шим врагом. «Обманувшая радость — Па вел» ■— уходит. Ксения чувствует себя сов сем ^одинокой, пришибленной горем. Она пы тается найти утешение в религии, оконча тельно запутывается и кончает самоубийст вом (бросается в прорубь). Послереволюционная деревня показана Гольдбергом в «Сладкой полыни» в самых мрачных тонах. В ней все попрежнему неиз менно. Только вместо старосты — председа тель с-овета — кулак, Егор Никанорочич. Бывший партизан Архип — пьяница, враль,, никчемный мужик. Он чувствует, что в де- • ревне всем правят кулаки, но организовать бедноту на борьбу с кулацким засильем он не может. А город, — пишет Гольдберг, — плохо помогает далекой таежной деревне. «Город опаздывает. Его окружили звон кие заботы быстрых дней. Ему некогда, ему нет времени». Но все же писатель видит, что послерево люционная деревня не та, что прежде. Де ревенская беднота и батрачество начинают осознавать свои классовые интересы, начи нают объединяться. Они видят, что председа тель совета — волк в овечьей шкуре, враг, прикидывающийся «своим», «советским» че ловеком. И «занятый город» не забывает все-таки деревни, помнит о ней, Из волости приходит бумага о необходи мости организации кресжома, о необходи мости об’единения бедноты. Вечный бедняк, сторож сельсовета Кооолапыч чувствует, что бумага эта не понутру «начальству». Косо- лапыч шумит, оповещая бедноту о ‘Собра нии: «Зарочит подход 'у начальства. Из во лости бумага председателю, а его карежит. Вострая бумага. Приказывают бедноту соби рать на сходку, чтоб самосильно оборачива лась. Ну, Егору Нижэноровичу в кишке при щемило. Он какой — беднота? У него из ба пятистенная, заимка в паях с братом, ско- тишко завидное. Ступайте сегодня ,в присут ствие, забирайте свои права». Беднота начинает шевелиться, начинает объединяться, «забирать свои права». «В спокойную жизнь Егора Никанорозича ‘ вторпнулись беспокойства и заботы. Не ше велилась, ее шевелилась веркнееланская бед нота, а тронулась с места, и почувствовал председатель сельсовета конец своему мир ному житью». Но Гольдберг в то время не видел еще, какими путями пойдет классовая борьба в деревне, какими путями пойдет деревня к новой Ж 1 ?зни. Ему кажется даже, что старые люди этой деревни так и доживут"до смерти по-старинке. И только молодое поколение, выросшее в новых условиях — здоровое, бодрое, грамотное, — сумеет построить счастливую, новую жизнь. Поэтому писа тель с большой теплотой и любовью, с боль шой художественной 'убедительностыо ри сует деревенского мальчишку — сына пар тизана Архипа —• Ваеютку, которого в го роде устраивает на ученье бывший парти занский начальник Архипа •— коммунист Коврижки;:. После «Сладкой полыни» Гольберг отхо дит от деревенской тематики. В 1926 г. он опубликовал цикл рассказов о старой тюрь ме («Блатные рассказы», повесть «Тысяча и одна ночь».) В 1930 г. Гольдберг дает свою первую производственную повесть «Поэма о фарфоровой чашке». В этой повести деревня * занимает уже весьма незначительное место. Главное внимание уделено здесь показу сибирской фабрики; быта рабочих. К изо бражению новой^саветсжой деревни писатель вернулся только теперь, в своей последней повести — «Жизнь начинается сегодня». 6. «Блатные рассказы». Тема политической ссылки, быт и люди старой царской тюрьмы занимают в твор честве Гольдберга видное место. В 1919 г. в журнале «Сибирский рассвет» Гольдберг напечатал большую повесть из жизни политических /ссыльных — «Его путь». В этой повести Гольдберг пытает/ся диференцировать ссыльных /по их классо вому происхождению, по их партийности, политическим убеждениям. Центральным героем повести является раз винченный хлюпик-интеллигент Сосницкий, который /не имеет четких политических убеждений, пьянствует и доходит до само убийства. Сосницкому противопоставлены типы других ссыльных, в частности, рабочих, которые не теряются, чувствуют свою связь с «волей», с партийной организацией, рабо тают, учатся. Быт и люди уголовной царской тюрьмы, их взаимоотношения с политическими, пре красно -показаны Гольдбергом в «Блатных рассказах» (1926 г). «Блатные рассказы», по формальным до стоинствам едва ли не самые лучшие вещи Гольдберга. Особенно удачным из лтого цикла следует /признать «Математику». Вообще следует сказать, что развитие ли тературного мастерства, формальный рост Гольдберга шел по линии преодоления пси хологизма, от рыхлых, растрепанных, много-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2