Сибирские огни, 1934, № 1

ляется ярким художественным документом о зверствах, разложении <и табели кровавой колчаковщины. Мы уже /оказали, что повесть «Сладкая по­ лынь» по своей тематике примыкает к циклу произведений о .гражданской войне. «Слад­ кая полынь» — глубопо пессимистическое произведение. ...Обезображенная, с /выхлеснутым глазом возвращается партизанка Ксения Коненкина в свою деревню. Первое время после окон­ чания гражданской войны Ксения не реша­ лась вернуться в свою деревню с таким ли­ цом. «Как вернуться домой с этаким лицом? Как показаться тем, кто знал сызмальства!.. Стыд этот держался о ней и держал ее вда­ ли от дома долгие месяцы». Нелюдимой, печальной вернулась Ксения. 'Парень, бывший когда-то ее женихом, дав­ но уже женат на другой. Любопытство и соболезнования баб, еще больше угнетают Ксению. Но вот в деревню приходит незна­ комый человек из города. Он находит ра­ боту /у Койенкиной, а потом становится ее мужем. Ксении кажется, что она, наконец, обрела свое счастье. Но вскоре выясняется, что муж ее, Павел, — бывший белогвардеец, который недавно вышел мз тюрьмы и в по­ исках работы попал в деревню. Ксения, за­ таившая в себе злобу ^а белых гадов, обе­ зобразивших ее, сделавших несчастной, уз­ нает вдруг, что живет теперь со сво/им быв­ шим врагом. «Обманувшая радость — Па­ вел» ■— уходит. Ксения чувствует себя сов­ сем ^одинокой, пришибленной горем. Она пы­ тается найти утешение в религии, оконча­ тельно запутывается и кончает самоубийст­ вом (бросается в прорубь). Послереволюционная деревня показана Гольдбергом в «Сладкой полыни» в самых мрачных тонах. В ней все попрежнему неиз­ менно. Только вместо старосты — председа­ тель с-овета — кулак, Егор Никанорочич. Бывший партизан Архип — пьяница, враль,, никчемный мужик. Он чувствует, что в де- • ревне всем правят кулаки, но организовать бедноту на борьбу с кулацким засильем он не может. А город, — пишет Гольдберг, — плохо помогает далекой таежной деревне. «Город опаздывает. Его окружили звон­ кие заботы быстрых дней. Ему некогда, ему нет времени». Но все же писатель видит, что послерево­ люционная деревня не та, что прежде. Де­ ревенская беднота и батрачество начинают осознавать свои классовые интересы, начи­ нают объединяться. Они видят, что председа­ тель совета — волк в овечьей шкуре, враг, прикидывающийся «своим», «советским» че­ ловеком. И «занятый город» не забывает все-таки деревни, помнит о ней, Из волости приходит бумага о необходи­ мости организации кресжома, о необходи­ мости об’единения бедноты. Вечный бедняк, сторож сельсовета Кооолапыч чувствует, что бумага эта не понутру «начальству». Косо- лапыч шумит, оповещая бедноту о ‘Собра­ нии: «Зарочит подход 'у начальства. Из во­ лости бумага председателю, а его карежит. Вострая бумага. Приказывают бедноту соби­ рать на сходку, чтоб самосильно оборачива­ лась. Ну, Егору Нижэноровичу в кишке при­ щемило. Он какой — беднота? У него из­ ба пятистенная, заимка в паях с братом, ско- тишко завидное. Ступайте сегодня ,в присут­ ствие, забирайте свои права». Беднота начинает шевелиться, начинает объединяться, «забирать свои права». «В спокойную жизнь Егора Никанорозича ‘ вторпнулись беспокойства и заботы. Не ше­ велилась, ее шевелилась веркнееланская бед­ нота, а тронулась с места, и почувствовал председатель сельсовета конец своему мир­ ному житью». Но Гольдберг в то время не видел еще, какими путями пойдет классовая борьба в деревне, какими путями пойдет деревня к новой Ж 1 ?зни. Ему кажется даже, что старые люди этой деревни так и доживут"до смерти по-старинке. И только молодое поколение, выросшее в новых условиях — здоровое, бодрое, грамотное, — сумеет построить счастливую, новую жизнь. Поэтому писа­ тель с большой теплотой и любовью, с боль­ шой художественной 'убедительностыо ри­ сует деревенского мальчишку — сына пар­ тизана Архипа —• Ваеютку, которого в го­ роде устраивает на ученье бывший парти­ занский начальник Архипа •— коммунист Коврижки;:. После «Сладкой полыни» Гольберг отхо­ дит от деревенской тематики. В 1926 г. он опубликовал цикл рассказов о старой тюрь­ ме («Блатные рассказы», повесть «Тысяча и одна ночь».) В 1930 г. Гольдберг дает свою первую производственную повесть «Поэма о фарфоровой чашке». В этой повести деревня * занимает уже весьма незначительное место. Главное внимание уделено здесь показу сибирской фабрики; быта рабочих. К изо­ бражению новой^саветсжой деревни писатель вернулся только теперь, в своей последней повести — «Жизнь начинается сегодня». 6. «Блатные рассказы». Тема политической ссылки, быт и люди старой царской тюрьмы занимают в твор­ честве Гольдберга видное место. В 1919 г. в журнале «Сибирский рассвет» Гольдберг напечатал большую повесть из жизни политических /ссыльных — «Его путь». В этой повести Гольдберг пытает/ся диференцировать ссыльных /по их классо­ вому происхождению, по их партийности, политическим убеждениям. Центральным героем повести является раз­ винченный хлюпик-интеллигент Сосницкий, который /не имеет четких политических убеждений, пьянствует и доходит до само­ убийства. Сосницкому противопоставлены типы других ссыльных, в частности, рабочих, которые не теряются, чувствуют свою связь с «волей», с партийной организацией, рабо­ тают, учатся. Быт и люди уголовной царской тюрьмы, их взаимоотношения с политическими, пре­ красно -показаны Гольдбергом в «Блатных рассказах» (1926 г). «Блатные рассказы», по формальным до­ стоинствам едва ли не самые лучшие вещи Гольдберга. Особенно удачным из лтого цикла следует /признать «Математику». Вообще следует сказать, что развитие ли­ тературного мастерства, формальный рост Гольдберга шел по линии преодоления пси­ хологизма, от рыхлых, растрепанных, много-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2