Сибирские огни, 1934, № 1
стнть -старого «дружка». Но дело уже,в су де, и мировой судья не хочет его прекра щать. Судья предупреждает Митрофана, что на суде надо .говорить только .правду. Как быть? Не хочется обижать купца и нельзя неправду в суде говорить. Тогда тунгус решает '.покончить с собой, не видя другого выхода из создавшегося положе ния. В этом рассказе совершенно 'неубеди тельна и сюжетная основа рассказа, фаль шив и стиль -расоказа (о повесившемся тунгусе, автор пишет: «был он праздничен, как жених» и т. д.). Но, .несмотря на целый ряд недостатков, первая книга Гольдберга имела большое социальное и художественное значение. Значение «Тунгусских рассказов», как ху дожественного документа о .прошлом тун гусского народа, значительно и сейчас. Этой книгой Гольдберг ввел в литературу новых героев — людей отдаленного севера, живущих по древним законам тайги. 4. Закон тайги В 1911 г. Ис. Гольдберг написал повесть о деревне — «Темное» (напечатана в жур нале «Северные зори», Москва, 191.6 г.). В этой повести показ деревни, примыкает к той традиции, «о которой деревня изобра жалась .многими писателями того времени как темное, гиблое место, в противовес на роднической идеализации и романтизации деревенского быта, которая сильна была у писателей народников. Деревня, правда, по казывалась, как «ечто единое, писатели не видели ее социального расслоения. Глухая сибирская деревня, отгороженная от всего мира, живет по каким-то своим законам, ди кая, .непокорная и вместе с тем беспомощ ная перед властью «темного». «Обложили снега молчаливую деревню. Отгородили от света белого полянами ши рокими, тайгою‘ бескрайною, хребтами вы сокими». Сам автор в статье «Биография моих тем» так определяет задачу, которую он ставил, работая над .повестью «Темное»: «Эта тема пришла ко мне от действитель но «темного», что переполняло окружаю щую меня деревенскую жиань. Смесь суеве рия со скептицизмом, вера в «нечистого», в «черную силу», на ряду с полным отрицани ем и бога, и чорта, эти .странно уживающи еся противоположности в воззрениях и .на строениях тамошних крестьян соблазнили меня, и я затратил много сил на повесть, в которой пытался отобразить эти проти воречия». Писатель показывает в повести, как в этих .противоречиях запутался и .главный герой произведения молодой поп Митрофан, который, -попав в глухую деревню, в -копце- концов окончательно с-пивается. В сибирской деревне Митрофан убеждается, что таеж ные -люди исповедуют совсем не ту. рели гию, которую призван он насаждать здесь. Он видит, что люди эти больше верят в нечистую силу, считают чорта сильнее бо га. Митрофан не верит в чертей. Чтобы до казать это, он ночует в пустом доме, про который говорят, что там живет нечистая сила. И, доказывая крестьянам, что никакой- нечистой силы нет, Митрофан приходит вдруг к выводу, что .он ничем ни себе, ни другим не может доказать существоваяйе бога. Суеверная же деревня знает больше «фактов» в пользу доказательства реально сти нечистого, чем существования бога. «Молились... но изба-ви нас от лукавого. И только одну эту молитву1 произносили: истово и вдохновенно. Только одна она шла из горячих и кровавых недр их сердец. По тому "что все они были в плену у темного. И все они, .вздрагивая и пугаясь, пытались- разрушить -этот плен,.... Бессильные, поко ренные»... «Темное» —‘ первое произведение Гольд берга о деревне. Здесь писатель смотрит еще на деревню глазами постороннего, чу жого человека, не понимает ее. Неслучай но повести предпослано такое посвящение: «Деревне, приютившей меня». . В рассказе «Братья Верхотуровы» (напе чатан впервые в «Сибирских записках», Красноярск, 1916 г.), написанном несколько позднее «Темного», автор уже иначе изоб ражает Деревню. Реалистический, ясный, крапко сделанный .рассказ этот уже свиде тельствует -о том, что ГольДберг находит Свой стиль, свежие краски для сибирского пейзажа, своеобразный, яркий язык. Рас сказ этот вошел позднее в книгу «Замок тайги», вышедшую в 1923 г. В этом сбор нике Гольдберга .выступает уже как окреп^ ший оригикальный художник, бытописа- т'ель -сибирской деревни и жизни тунгусов» .прекрасно знающий этот быт и таежную Жизнь, познавший психологию таежного человека, понявший смысл суровых звери ных /законов тайги: неоспоримое преиму щество сильного перед слабым, презритель ное отношение ко всякому проявлению слабости — обида -за обиду, кровь за кровь. В рассказе «Закон тайги» тунгус Бигалтар убивает русского мужика, который украл у тунгуса пушмину и хотел убить его само го. Мужик поднял ружье на’ Бигалтара, -но тот успел быстрее -выстрелить и убил вора. Тунгуса арестовывают и садят в баню, что бы потом отправить «в далекий .русский го род,- где большое русское начальство будет суДиты его».., — За что же судить? — дума ет Бигалтар. «Разве не всегда так в тайге: медведь подстерегает сохатого, и тот из -всех своих: последних сил отбивается от врага. Волки кидаются на добычу, и она, 'спасая жизнь свою, идет на все. Два корйуна бьются из- за утиных птенцов, и' тот, кто половчей да посильней, одолевает. Человек идет на мед ведя и если оробеет, то сгребет его старик и спасется... Так — всегда в тайге... где ды шится незаметно, где законы свои»... В сборнике «Закон тайги» были -собраны старые рассказы писателя, рассказы, гово рящие о прошлом Сибири, и только один рассказ этой -книги был посвящен новой теме — показу гражданской войны в Сиби ри. Рассказ этот («Человек с ружьем») тесно, примыкает к циклу «Путь, не отмеченный на карте».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2