Сибирские огни, 1934, № 1
2. Биография тем. Биография тем Ис. Гольдберга тесно свя зана с личной биографией писателя. Гольдберг родился й 1884 г. в г. Иркутске. За участие в революционном движении пи сатель попадает в ссылку сначала в Брат ский Острот, а потом на Нижнюю Тунгуску. Годы, проведенные в ссылке,, дают писателю, богатый материал для его творчества. Первые произведения Гольдберга носят на себе печать книжности, подражательности, литературного ученичества. Одна из первых больших повестей «Исповедь», напечатан ная ib «Первом литературном сборнике си биряков» (Томск, 1906 г.), посвящена «мод ной» в то время проблеме половой чистоты юношества и написана под сильным вли янием Леонида Андреева. Вещь эта не бы ла оригинальной ни по стилю, ни по тема тике. В произведениях же, написанных в годы ссылки1, писатель показывает своеоб разный патриархальный быт кондовой си бирской деревни, вводит в литературу но вого героя — таежного человека: тунгуса, сибирского крестьянина. Вот что говорит писатель в статье «Би ография мои)? тем» о влиянии ссылки на •его творчество: ...«Затем пришла ссылка. И вот передо мною, коренным потомственным горожани ном, развернулась деревня, глухая сибирская деревня со всеми ее специфическими осо бенностями, придавленная и вместе с тем в каких-то отдельных чертах независимая, невежественная, замкнутая в своем таежном быте, кондовая, своеобразная сибирская де ревня. •Если б не ссылка, вряд ли м н е . пришлось так близко и так органически познать быт сибирского таежного крестьянина...» 3. Тунгусские рассказы Первая книга Ис. Гольдберга' «Тунгусские рассказы» примыкает к той «этнографиче ской беллетристике», которая издавна бы ла характерна для творчества многих пи- сателей-сибиряков. Правда, в этнографиче ской литературе этого периода уже сильно звучали и мотивы социального порядка. В «Тунгусских рассказах» Гольдберг показал глубокую человечность, .искренность, высо кую честность своих героев — «дикарей». И в противовес этому показал звериную ^жад ность и хищность русскйх купцов, обира ющих тунгусов. Книга Гольдберга была встречена высоко- мерно-пренебрежителькой рецензией журна ла «Русское Богатство». Вот что писалось в этом журнале о «тунгусских рассказах»: «Не совсем понятно, почему именно автор выдает свои первые рассказы за тунгусские, а не за цыганские или патагонские. Конеч но, тундра, шаманы, олени, чумы, тайга • все это в достаточном количестве налицо, 1 Повесть «Темное», «Тунгусские расска зы», «Братья Верхотуровы» и др. но, тем не менее, сомнение в тунгусской подлинности изображаемых лиц и мест не вольно возникает с первых же страниц». Что же не понравилось рецензенту «Рус ского богатства», в этих рассказах Гольд берга? Оказывается, все дело в том, что у Гольдберга в его рассказах «вместо перво бытных 'бродячих дикарей герои с не обычайно сложной, возвышенной психоло гией» («Русское богатство», № 4 за 1914 т.).. Социальная ценность «Тунгусских расска зов» в том и заключалась, что автор пока зывал тунгусов с большим сочувствием (ино гда, правда, несколько идеализированно, с большим налетом романтизации) и беспо щадно разоблачал «хлебосольство» и «за боты» тунгусских «дружков», купцов-«иок- ругчиков», самым хищническим образом обиравших тунгусский народ. Гольдберг по казал в своих рассказах всю тяжесть жизни этого беззащитного народа, обреченного в старое время на вымирание. Не случайно смерть занимает такое большое место в «Тунгусских рассказах». И открывается) сборник рассказом «Большая смерть». Рассказ «Большая смерть», богатый этно графическими деталями, сюжегно очень прост. Во время весенней перекочевки забо лела и умерла вся семья тунгуса. И вот бредут но тайге одинокие олени, разнося болезнь « смерть от стойбища к стойбищу. «А с оленями невидимая идет Большая смерть. Притаилась в гладких спинах их, меж ветвистыми рогами залегла, в больших зрачках затрепетала. И незримая, хороня щаяся тянется она в ту сторону, где жилье, где дымок сизый, где голоса и песни. O r стойбища к стойбищу оришла, повалила всех, сожгла недугом, разогнала других олегей по лесу и воем осиротелых собак наполнила тайгу». Надев маску 'хлебосола, «дружка», купец спаивал и обирал тунгуса, забирая за бес ценок всю его добычу. Вот место, характе ризующее взаимоотношения тунгусов с русским населением, с кулацкой его частью: Овидирь «...твердый был старик и нарочно выбирал далекое место, чтобы к русским де ревням нелегко было пройти и русское хле босольство Не тянуло в лето бездельное». Ибо О.аидорь знал по опыту — как доро го обходится потом это русское» купеческое «хлебосольство»: приедет по осени купец и забесценок заберет всю добычу тунгуса. По своим художественным достоинствам рассказы 'первой книги далеко не одинако вы. На ряду .с интересными, остро-сюжетны ми новеллами в книге много бессюжетных, рыхлых вещей (например, «За что он их убивает» и др.). На ряду с реалистичностью и художественной убедительностью в рас сказах первой книги много еще дешевой литературщины, надрывного психологизма и пессимизма, что следует рассматривать как неопределенное влияние Л! Андреева, как неумение найти свою художественную" манеру. Особенно неправдоподобным художествен, но неубедительным является рассказ «Прав да». Сюжет его таков: тунгуса Митрофана кровно обидел купец. Тунгус подал в суд, но потом сердце отошло, и он решает про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2