Сибирские огни, 1934, № 1

2. Биография тем. Биография тем Ис. Гольдберга тесно свя­ зана с личной биографией писателя. Гольдберг родился й 1884 г. в г. Иркутске. За участие в революционном движении пи­ сатель попадает в ссылку сначала в Брат­ ский Острот, а потом на Нижнюю Тунгуску. Годы, проведенные в ссылке,, дают писателю, богатый материал для его творчества. Первые произведения Гольдберга носят на себе печать книжности, подражательности, литературного ученичества. Одна из первых больших повестей «Исповедь», напечатан­ ная ib «Первом литературном сборнике си ­ биряков» (Томск, 1906 г.), посвящена «мод­ ной» в то время проблеме половой чистоты юношества и написана под сильным вли­ янием Леонида Андреева. Вещь эта не бы­ ла оригинальной ни по стилю, ни по тема­ тике. В произведениях же, написанных в годы ссылки1, писатель показывает своеоб­ разный патриархальный быт кондовой си­ бирской деревни, вводит в литературу но­ вого героя — таежного человека: тунгуса, сибирского крестьянина. Вот что говорит писатель в статье «Би­ ография мои)? тем» о влиянии ссылки на •его творчество: ...«Затем пришла ссылка. И вот передо мною, коренным потомственным горожани­ ном, развернулась деревня, глухая сибирская деревня со всеми ее специфическими осо­ бенностями, придавленная и вместе с тем в каких-то отдельных чертах независимая, невежественная, замкнутая в своем таежном быте, кондовая, своеобразная сибирская де­ ревня. •Если б не ссылка, вряд ли м н е . пришлось так близко и так органически познать быт сибирского таежного крестьянина...» 3. Тунгусские рассказы Первая книга Ис. Гольдберга' «Тунгусские рассказы» примыкает к той «этнографиче­ ской беллетристике», которая издавна бы­ ла характерна для творчества многих пи- сателей-сибиряков. Правда, в этнографиче­ ской литературе этого периода уже сильно звучали и мотивы социального порядка. В «Тунгусских рассказах» Гольдберг показал глубокую человечность, .искренность, высо­ кую честность своих героев — «дикарей». И в противовес этому показал звериную ^жад­ ность и хищность русскйх купцов, обира­ ющих тунгусов. Книга Гольдберга была встречена высоко- мерно-пренебрежителькой рецензией журна­ ла «Русское Богатство». Вот что писалось в этом журнале о «тунгусских рассказах»: «Не совсем понятно, почему именно автор выдает свои первые рассказы за тунгусские, а не за цыганские или патагонские. Конеч­ но, тундра, шаманы, олени, чумы, тайга • все это в достаточном количестве налицо, 1 Повесть «Темное», «Тунгусские расска­ зы», «Братья Верхотуровы» и др. но, тем не менее, сомнение в тунгусской подлинности изображаемых лиц и мест не­ вольно возникает с первых же страниц». Что же не понравилось рецензенту «Рус­ ского богатства», в этих рассказах Гольд­ берга? Оказывается, все дело в том, что у Гольдберга в его рассказах «вместо перво­ бытных 'бродячих дикарей герои с не­ обычайно сложной, возвышенной психоло­ гией» («Русское богатство», № 4 за 1914 т.).. Социальная ценность «Тунгусских расска­ зов» в том и заключалась, что автор пока­ зывал тунгусов с большим сочувствием (ино­ гда, правда, несколько идеализированно, с большим налетом романтизации) и беспо­ щадно разоблачал «хлебосольство» и «за­ боты» тунгусских «дружков», купцов-«иок- ругчиков», самым хищническим образом обиравших тунгусский народ. Гольдберг по­ казал в своих рассказах всю тяжесть жизни этого беззащитного народа, обреченного в старое время на вымирание. Не случайно смерть занимает такое большое место в «Тунгусских рассказах». И открывается) сборник рассказом «Большая смерть». Рассказ «Большая смерть», богатый этно­ графическими деталями, сюжегно очень прост. Во время весенней перекочевки забо­ лела и умерла вся семья тунгуса. И вот бредут но тайге одинокие олени, разнося болезнь « смерть от стойбища к стойбищу. «А с оленями невидимая идет Большая смерть. Притаилась в гладких спинах их, меж ветвистыми рогами залегла, в больших зрачках затрепетала. И незримая, хороня­ щаяся тянется она в ту сторону, где жилье, где дымок сизый, где голоса и песни. O r стойбища к стойбищу оришла, повалила всех, сожгла недугом, разогнала других олегей по лесу и воем осиротелых собак наполнила тайгу». Надев маску 'хлебосола, «дружка», купец спаивал и обирал тунгуса, забирая за бес­ ценок всю его добычу. Вот место, характе­ ризующее взаимоотношения тунгусов с русским населением, с кулацкой его частью: Овидирь «...твердый был старик и нарочно выбирал далекое место, чтобы к русским де­ ревням нелегко было пройти и русское хле­ босольство Не тянуло в лето бездельное». Ибо О.аидорь знал по опыту — как доро­ го обходится потом это русское» купеческое «хлебосольство»: приедет по осени купец и забесценок заберет всю добычу тунгуса. По своим художественным достоинствам рассказы 'первой книги далеко не одинако­ вы. На ряду .с интересными, остро-сюжетны­ ми новеллами в книге много бессюжетных, рыхлых вещей (например, «За что он их убивает» и др.). На ряду с реалистичностью и художественной убедительностью в рас­ сказах первой книги много еще дешевой литературщины, надрывного психологизма и пессимизма, что следует рассматривать как неопределенное влияние Л! Андреева, как неумение найти свою художественную" манеру. Особенно неправдоподобным художествен, но неубедительным является рассказ «Прав­ да». Сюжет его таков: тунгуса Митрофана кровно обидел купец. Тунгус подал в суд, но потом сердце отошло, и он решает про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2