Сибирские огни, 1934, № 1
Тридцатилетний творческий путь ВАС. НЕПОМНЯЩИХ Исполнилось тридцать лет литературной деятельности старейшего сибирского писате ля Исаака Григорьевича Гольдберга, одного из зачинателей сибирского литературного движения, активного деятеля по собранию и об’единению писательских сил советской Сибири. Ис. Гольдберг — большой худож ник, правдиво показавший в своих произве дениях жизнь старой кандальной Сибири, героическую борьбу трудящихся за осво бождение Сибири от белопвардейщины, со циалистическую переделку экономики и .людей Сибири в наши великие дни. 1. Первые рассказы. В 1903 г. в иркутской газете «Губернские ведомости» появился первый рассжаз Ис. Гольдберга — «Кол Иидре». В нем рас сказывается и т?ом, как бедный еврейский мальчик возвращается в родной город из вестным музыкантом. После этого Гольдберг напечатал ряд произведений в различных журналах и альманахах того времени и быстро выдвинулся в первые ряды сибир ских писателей. Ис. Гольдберг был тесно связан с той группой -писателей-сибиряков, которая ак тивно выступила на литературную арену по сле 1905 г. (Гребенщиков, Бахметьев, Шиш ков, Новоселов, Вяткин и др.). В 1914 г. вышла первая книга Ис. Гольдберга « T y H J русские раосказы»1, .показывающая суровую жизнь тунгусов, обреченных царским строем на вымирание, безжалостно эксплоатируе- мых русскими купцами. Книга эта является до сих пор лучшим художественным доку ментом о мрачном прошлом тунгусского на рода. На ряду ic книгой тунгусских рассказов, Гольдберг опубликовал до революции ряд произведений о сибирской таежной деревне («Братья Верхотуровы», повесть 4 «Темное» .и др.). В журнале «Сибирский рассвет» бы- •нла также напечатана повесть Гольдберга «Его путь» о жизни политических ссыльных. Но самый бо'льшой расцвет творчества Гольдберга падает на советские годы. По сле Октябрьской революции писатель вы пустил больше десятка книг, часть которых выдержала по два, по три издания. Вот сии- 1 «Книгоиздательство писателей в Моск- (ве». сок важнейших из них: «Закон тайги» (Гос издат, Иркутск, 1923 г.), «Человек с ружьем» («Огонек», М. 1926), «Наследство капитана Алешкина» («Прибой», Л. 1926), «Путь, не отмеченный на карте» (Первое издание ГИЗ, М.-Л. 1927 г.), «Сладкая полынь» (ГИЗ, М.-Л. 1928), «Тысяча и одна ночь» (МТП, М. 1928), «Ли-Тяи уходит» (ЗИФ, МлЛ. 1930), «Поэма о фарфоровой чашке» (Первое изда ние «Федерация», М. 1931), «Тайга в огне» (Иркутск, ОГИЗ, 1932), «Главный штрек» («Советская литература», М. 1933). Творчество Гольдберга знают и ценят ши рокие массы советских читателей. Книга его охотно издаются и переиздаются нашими издательствами. И совершенно непонятным является тот факт, что литературная кри тика до аих пор ее оценила творчество это го талантливого писателя. За исключением небольшого числа рецензий, часто безгра мотных, показывающих водное незнакомст во рецензентов « творчеством писателя1, почти ничего действительно серьезного кет. Об этом невнимании критики к творческой работе писателя хорошо сказал М. Горький в -своем -приветствии по -случаю 30-летия литературной деятельности Г-ольдберга: «Мне кажется, что я довольно четко и живо могу представить себе,— писал А. М.,— что значит и сколько требует сил тридцати летняя работа в областной литературе за пределами внимания литераторов и крити ков «центра». ИзвесТн-о, что оные критики и литераторы -отличаются постыдным и не понятным безразличием по отношению к ли тературе областей и союзных республик». Теперь, когда -мы* попытаемся осветить тридцатилет-ний творческий путь Ис. Гольд берга, — мы не найдем помощи в крити ческих -работах. И единственным пособием в этом -отношении будет авторская «испо ведь», его заметки о своей творческой ра боте, опубликованные накануне юбилея2. 1 Так, например, Локс в «Кр. Нови» о четвертой или пятой книге Гольдберга «Путь, не отмеченный на карте» писал как е «хорошем начале». 2 См. статью Гольдберга «Биография мо их тем» -в журнале «Будущая Сибирь», книга третья за 1933 г. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2