Сибирские огни, 1934, № 1

Тридцатилетний творческий путь ВАС. НЕПОМНЯЩИХ Исполнилось тридцать лет литературной деятельности старейшего сибирского писате­ ля Исаака Григорьевича Гольдберга, одного из зачинателей сибирского литературного движения, активного деятеля по собранию и об’единению писательских сил советской Сибири. Ис. Гольдберг — большой худож­ ник, правдиво показавший в своих произве­ дениях жизнь старой кандальной Сибири, героическую борьбу трудящихся за осво­ бождение Сибири от белопвардейщины, со­ циалистическую переделку экономики и .людей Сибири в наши великие дни. 1. Первые рассказы. В 1903 г. в иркутской газете «Губернские ведомости» появился первый рассжаз Ис. Гольдберга — «Кол Иидре». В нем рас­ сказывается и т?ом, как бедный еврейский мальчик возвращается в родной город из­ вестным музыкантом. После этого Гольдберг напечатал ряд произведений в различных журналах и альманахах того времени и быстро выдвинулся в первые ряды сибир­ ских писателей. Ис. Гольдберг был тесно связан с той группой -писателей-сибиряков, которая ак­ тивно выступила на литературную арену по­ сле 1905 г. (Гребенщиков, Бахметьев, Шиш­ ков, Новоселов, Вяткин и др.). В 1914 г. вышла первая книга Ис. Гольдберга « T y H J русские раосказы»1, .показывающая суровую жизнь тунгусов, обреченных царским строем на вымирание, безжалостно эксплоатируе- мых русскими купцами. Книга эта является до сих пор лучшим художественным доку­ ментом о мрачном прошлом тунгусского на­ рода. На ряду ic книгой тунгусских рассказов, Гольдберг опубликовал до революции ряд произведений о сибирской таежной деревне («Братья Верхотуровы», повесть 4 «Темное» .и др.). В журнале «Сибирский рассвет» бы- •нла также напечатана повесть Гольдберга «Его путь» о жизни политических ссыльных. Но самый бо'льшой расцвет творчества Гольдберга падает на советские годы. По­ сле Октябрьской революции писатель вы­ пустил больше десятка книг, часть которых выдержала по два, по три издания. Вот сии- 1 «Книгоиздательство писателей в Моск- (ве». сок важнейших из них: «Закон тайги» (Гос­ издат, Иркутск, 1923 г.), «Человек с ружьем» («Огонек», М. 1926), «Наследство капитана Алешкина» («Прибой», Л. 1926), «Путь, не отмеченный на карте» (Первое издание ГИЗ, М.-Л. 1927 г.), «Сладкая полынь» (ГИЗ, М.-Л. 1928), «Тысяча и одна ночь» (МТП, М. 1928), «Ли-Тяи уходит» (ЗИФ, МлЛ. 1930), «Поэма о фарфоровой чашке» (Первое изда­ ние «Федерация», М. 1931), «Тайга в огне» (Иркутск, ОГИЗ, 1932), «Главный штрек» («Советская литература», М. 1933). Творчество Гольдберга знают и ценят ши­ рокие массы советских читателей. Книга его охотно издаются и переиздаются нашими издательствами. И совершенно непонятным является тот факт, что литературная кри­ тика до аих пор ее оценила творчество это­ го талантливого писателя. За исключением небольшого числа рецензий, часто безгра­ мотных, показывающих водное незнакомст­ во рецензентов « творчеством писателя1, почти ничего действительно серьезного кет. Об этом невнимании критики к творческой работе писателя хорошо сказал М. Горький в -своем -приветствии по -случаю 30-летия литературной деятельности Г-ольдберга: «Мне кажется, что я довольно четко и живо могу представить себе,— писал А. М.,— что значит и сколько требует сил тридцати­ летняя работа в областной литературе за пределами внимания литераторов и крити­ ков «центра». ИзвесТн-о, что оные критики и литераторы -отличаются постыдным и не­ понятным безразличием по отношению к ли­ тературе областей и союзных республик». Теперь, когда -мы* попытаемся осветить тридцатилет-ний творческий путь Ис. Гольд­ берга, — мы не найдем помощи в крити­ ческих -работах. И единственным пособием в этом -отношении будет авторская «испо­ ведь», его заметки о своей творческой ра­ боте, опубликованные накануне юбилея2. 1 Так, например, Локс в «Кр. Нови» о четвертой или пятой книге Гольдберга «Путь, не отмеченный на карте» писал как е «хорошем начале». 2 См. статью Гольдберга «Биография мо­ их тем» -в журнале «Будущая Сибирь», книга третья за 1933 г. \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2