Сибирские огни, 1933, № 7-8

студенты, дамы. Много офицеров. В пер- вом ряду Федорович. Рядом адмирал, гео- логи Гудков и Усов, профессор Гутковский и барон Фитингоф. Грум-Гржимайло выступает против урало- кузнецкого проекта. Он расколол надвое томскую профессуру. Половина отошла от Федоровича. Груму симпатизирует офицер- ство, его поддерживает Колчак. Грум — металлург войны, директор Златоустовекого оружейного завода, мастер орудий смерти, центральная фигура горнозаводского Урала. При советской власти, на допросе в чека, он написал в анкете—монархист. Вместе с Зла- тоустовским заводом он эвакуировался в глубь Сибири от наступающих красных. Грум вышел на "трибуну. Окладистая се- дая борода закрывала ему грудь. Его встретили аплодисментами. — Господа... В эту минуту в зал ворвался ветер. Шокируя общество, не закрывая за собой дверей, в зал вошли Курако и восемнадцать куракинцев вслед за ним. Все одеты оди- наково — в полушубки и штаны из грубой верблюжьей шерсти. Среди «их были ин- женеры, окончившие по два высших учеб- ных заведения, но ни один не носил фор- менной фуражки. Курако ненавидел инже- перекую форму. Он говорил: — Не тот инженер, у кого два молоточка на лбу, а тот, кто за рубль сделает то, что дурак — за два. В городе куракинцев звали орлиным гнез- дом. Томск прощал Курако чудачество и гордился пребыванием лучшего русского доменщика. — Господа, — повторил Грум. — На све- те есть страна, работающая черный металл на древесном угле в маленьких заводах, очень напоминающая Урал. Однако, в про- тивоположность Уралу, железная промыш- ленность не влачит в ней жалкого суще ствования. Напротив, она побеждает на ми- ровом рынке колоссы Западной Европы и Америки, ввозя свои (изделия в мировые центры промышленности и культуры. Эта страна — Швеция. Сна поставляет сталь недосягаемого для Европы качества. Эта маленькая страна справедливо вызывает удивление металлургов всего мира. Курако всю жизнь боролся с металлурга- ми немецко-бельгийского типа. Он впервые •ядел перед собой нового противника — представителя шведского течения и слушал его с интересом. Грум перешел к личным воспоминаниям о Швеции. Он рассказывал о маленьких ч» стеньких заводах, об огромных лесах, прорезанных паутиной железных дорог. Же- лезные дороги Швеции приспособились к малой населенности и к малой провозоспо- собности. Большинство станций упрощен- ного типа. Это домики в два окна .с веран- дой для пассажиров. К приходу поезда на- чальник станции, он же стрелочник, теле- графист и сторож, отворяет станцию, про- пускает поезд и возвращается к себе. — В середине прошлого столетия, — про- должал Грум, — шведская железная промы- шленность находилась накануне краха. Рост коксовой металлургии и падение цен на железо на мировом рынке грозили совер- шенно погубить слабую металлургию Шве- ции, работавшую на древесном угле и пото- му, поневоле, дорого. Шведы нашли выход. Они открыли свою страну для иноземного, дешевого, грязного железа и об'едишмись для борьбы с мировой конкуренцией в об- ласти высших сортов стали. Грум перешел к критике урало-кузнецко- го проекта. Год работали над ним инжене- ры, геологи и профессора Сибири. Кипы экономических записок, таблиц, чертежей могли заполнить целую комнату. Основа проекта проста и понятна ребенку. Строятся четыре, только четыре завода. Один в Сиби- ри—на рудах Тельбеса, три на Урале—у го- ры Магнитной, Высокой и Благодать. Каж- дый завод американского типа, производи- тельностью 800 тысяч тонн металла в год, Все четыре дадут мощность всей довоенной русской металурпии. Кузнецкий бассейн даст им кокс. Грум продолжал: — Урал обладает самыми чистыми в мире беасернистыми рудами. Чистота руд — столь драгоценное качество, что засорять их плавкой на коксе, всегда содержащем, серу, — государственное преступление. Грум изложил свой проект, которому Ку- рако не мог отказать в остроумии. Он предлагал провести круговую (магистраль из Томска на Урал. Он назвал ее северной сибирской магистралью. Свыше трех тысяч километров железной дороги просекут спло- шной массив почти безлюдных лесов пло- щадью больше Германии. Отсюда Урал по- лучит практически неисчерпаемое количе- ство древесного угля. Грум перечислил изделия, требующие вы- сококачественного древеено-угольного ме- талла, — цилиндры паровозов, поршневые пружины, изложницы, прокатные валы с за- каленными поверхностями, детали автомюов- лей, инструментальная сталь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2