Сибирские огни, 1933, № 7-8
Искусство в Стране советов должно слу- жить одной цели — мобилизовать трудящи- еся массы на успешное построение социализ- ма. Здесь особенно значительную роль может и должен сыграть цирк. К сожалению, передача циркового дела ГОМЕЦ'у не вызвала коренного изменения в работе новосибирского цирка. Правда, ново- сибирский зритель увидел ряд хороших но- меров (например, львы и медведи Э. Шу). Но попрежнему наиболее слабым участком (сплошные прорывы!) оставалась так назы- ваемая «разговорная» часть программы цир- ка, которая как-раз должна быть наиболее передовой. Дольше всех в цирке проработали «разго- воршюи» Чамина и Колошин. Выступали они со старым избитым репертуаром о крашеных женских губках, утверждая при этом, что недостаток жиров вызван большой их тра- той на губную помаду. Они же 'сравнивали выпивку в пивной с общественной нагруз- кой И Т . Д1 Подобный «юмор» (а Чамина и Колошин— это еще лучшие из [выступавших в цирке разговорников) способен, конечно, развесе- лить и «позабавить» какого-нибудь обывате- ля. Основной же массе советских зрителей от подобных острот не только смешно, но и грустно. А ведь цирк мог бы быть ареной подлинно массовой сатиры, бичующей наши недочеты, их. конкретных виновников, сатиры остроум- ной, живой, доходчивой, помогающей бо- роться с трудностями... За два месяца цирк сделал несколько вы- ездов в лагеря Осоавиахима и по одному выезду на пошивочную фабрику и электро- станцию. Отдельные номера давались в день авиации. Без всякого обслуживания остались такие крупные предприятия, как завод горного оборудования (раз поездка сорвалась из-за отказа ЗГО предоставить артистам перевозоч- ные средства), Текстильмашстрой, фабрика имени ЦК швейников, ж.-д. узел и т. д. За июль-август в цирке проведено больше десятка детских утренников. Но все своди- лось только к названию. Давалась обычная вечерняя программа в несколько сокращен- ном виде. Ничего специфически детского в программе не было, если не считать ката- ния на лошадях. Значительная вина в этом падает на гор- ОНО и комсомол, — они даже не инте- ресовались тем, .что преподносят в цир- ке детскому зрителю. Никакой маооовой работы среди зрителей не велось. Даже лозунги вывеоили только в середине летнего сезона. Цирк не был связан с общественными ор- ганизациями города, которые тоже мало интересовались цирком. Особенно следует отметить слабое внимание писателей к цир- ку. А жаль. Именно невнимание серьезного писателя к такому своеобразно интересному и массовому жанру, как сатира, с арены цирка и отдает цирковые «разговорные» программы в лапы различных халтурщиков Й куплетмахеров. Художественный с о в е т . в цирке не был создан. Поэтому некому было организовать работу цирка так, чтобы он помогал орга- низовать массы трудящихся зрителей на ус- пешное построение социализма. В новосибирском цирке (и это в краевом центре) совершенно забываешь, что нахо- дишься в советском зрелищном предприя- тии. Дирекция цирка вое внимание уделяла только коммерции. «Больше собрать» — это ее лозунг. Этим об'ясняется появление тако- го номера, как танец среди львов. На-днях открылся осенний сезон в цирке. Поэтому необходимо немедленно перестро- ить всю работу цирка. Связаться со всеми общественными орга- низациями города. Создать художественный совет. Составлять программы с определенной целевой установкой (в прошлом году в но- восибирском цирке был дан ряд удачных программ в определенном художественном и словесном оформлении). Привлечь писа- телей, работающих в области драмьг и сати- ры. Организовать систематические выезды на крупнейшие предприятия города, коллек- тивные посещения цирка и тем самым до- биться контроля и критики со стороны пере- дового рабочего зрителя. Новосибирский цирк должен стать приме- ром для всех цирков края. Ник. Лебедев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2