Сибирские огни, 1933, № 7-8

Стрижков отправился без меня. Путешествие его описано в книжке «Алдан». Это было трудное и мужественное пу- тешествие. Петр Николаевич четыреста километров прошел по таежной тропе, неся на плечах маленького сына. Алдан встретил е го сурово. Мы узнали об этом из телеграммы Си- бирскому союзу писателей, помеченной так: «464 (Незаметного 50-110-29. Тронут вашей заботливостью вчера уда- лось полугить работу глшп ,и уирннлеиид алданекими приисками оклад 170 едва хва- тит прожигь бытовые условия крайне тя- желы точка помещаюсь бараче точка мо- розах до 60 Реомюра хожу дождевике точ- ка почта пока не ходит попытаюсь прози- мовать здесь напишу историю Алдана и ряд рассказов точка всем горячий приве 1 . из ледяной страны». ...С Алдана Стрижков вернулся, если не ошибаюсь, в январе 1930 г. Он пришел ко мне вечером в день приезда — возмужа- лый и посвежевший. ОН был -слегка пьян, глаза его блестели, и лицо горело мороз- ным румянцем. Он курил дорогие папиросы и беспрестан- но хохотал, басисто вскрикивая: — О, тятель-мамель! — Что это такое — «тятель-мамель»? — спросила присутствовавшая в комнате Ка- тя П., умная и наблюдательная девушка. — Это алданское приеловие, — коротко об'яснид Стрижков. Он сконфузился и перестал позерство- вать, и мы сразу узнал» в нем прежнего Стрижкова — простого и корректного, слег- ка мечтательного человека. Материал, собранный им на Алдане, был очень свеж и жизнен. Читатели «Сибир- ских огней» знают это по его алданеким очеркам. АВТОБИОГРАФИЯ. Выражение «Золотой век» было для Стри- жкова не случайным. В 1931 г. я собирал, автобиографии сибир- ских писателей. Вот что пишет Стрижков о смене перио- дов в его жизни: «...Вероятно, я стал бы неплохим электро- техником. Но заложенная в моем существе тяга к новым местам, жажда знать и видеть загнали меня в 1924 г. на Алтай, к берегам Золотого озера. На Алтае я познал волнующую прелесть охоты. На Алтае, среди' голубых хребтов и бело- пенных горных потоков, я нашел себя. На берегах Золотого озера, под хвойным дыханием) Монгольского южного бриза я написал свои первые «Маленькие рассказы». По возвращении- в город -они были напеча- таны в «Сибирских огнях». Так год 1925 стал годом моего литератур- ного крещения. «Алтайская эра» дала отложения в виде семи рассказов, напечатанных в различных, сибирских журналах. Тяга к неизведанному потянула меня че- рез два пода к шахтам. Около года я про- жил в Кузбассе, лазая по забоям и изучая коксохимическое производство. «Каменноугольная эра» отложилась двумя раосказами и двумя очерками. После этого настал «Золотой век». Я встретился с ленским золотоискателем и на фоне его повествований написал пять рас- сказов из жизни .искателей золота Ленской тайги. Три из этих рассказов напечатаны в «Сибирских -огнях» и изданы книжкой. Золото надолго приковало к себе мое внимание. Летом 1928 г. я бросил работу в газете, продал вое, что можно было про- дать, и отправился на таинственный, окутан- ный экзотической дымкой Алдан. В приискательском бараке с окнами, по- хожими на бойницы, я прожил пятнадцать месяцев, пережил алданскую голодовку и болел цынгой. В результате — очерки, напечатанные в «Сибирских огнях» и выходящие книжкой в «Молодой гвардии». Последние два года я посвящаю изучению урало-кузнецкой проблемы и непосредствен- ным наблюдениям стройки Большого Куз- басса. Ряд очерков об индустриальном строительстве Сибири напечатан в сибир- ских художественных журналах и альма- нахах. Сборник художественных очерков «Дорога гигантов» (о стройке Кузбасса) на- днях предложил издательству «Федерация» 2 При появлении нового очерка товарищи по союзу писателей устраивают мне «скан дал»: — Вы становитесь присяжным очерки- стом. Это «загиб». Почему вы пишете только очерки? Почему вы не пишете рас- сказы? Пишите новеллы. Ваш жанр — новелла 3 . Я мрачно выслушиваю «разгон». Я обе- щаю писать новеллу, еду на Кузнецкстрой и... пишу очерк. Через месяц я снова вы- слушиваю: «Опять очерк? Где новеллы?...» Почему я сейчас пишу очерки? Потому что угнаться за бешеным темпом жизни- на- шей страны может только очерк, эта лег- кая кавалерия литературы. О «сегодня» нужно читать сегодня. Ро- ман, повесть, даже рассказ не могут выдер- жать тактах темпов. Поэтому сейчас я пишу очерки». ПОИСКИ ГОЛОСА. Стрижков очень интересовался сибирской стройкой. Я помню, например, его поездку на Куз- нецкстрой. По возвращении из этой поездки он, вм-е сте с приехавшими писателями, обедал у меня и очень увлекательно и — я бы ска- зал — -очень «инженерно» рассказывал о -строительстве. 2 Книга вышла в 1932 г. под заглавие»; «Кузбасс». М. Н. 3 Такого рода высказывания и поучения не могут быть отнесены к кому-либо из от- ветственных руководителей Союза писате- лей и редакции «Сибирских огней», никогда не ставивших очерк ниже других жаноов. » ( Р е д . ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2