Сибирские огни, 1933, № 7-8
О наглых ворах Группа Командорских островов, часть Але- утской гряды, — одно из богатейших охот- ничьих угодий. Здесь водится голубой и белый песец, здесь лежбища, сивуча, морс- кого бобра и, главное, морского котика. Герой, хотя и страдательный, печатаемой ниже поэмы Киплинга—крупное ластоногое. Взрослый котик (секач) достигает 2,1 м дли- ны и 2,25 центнера живого веса. Ценится котик главным образом за шкуру. Мех трех- летнего самца обладает прекрасной густой желтоватой подпушью. При выделке ость совершенно удаляется, а желтизна окраши- вается обычно черным—переливчатый уголь- ный котиковый мех. Зиму котик проводит в море, а размно- жается и выкармливает помет на островах. Пути котика из года в год неизменны. Ко- мандорский котик зимует у восточных бе- регов Японии, по весне уходит на север, задерживается 'у Курильских островов-^ в мае-июне пристает у Командоров. Русские давно знали котиков, но первый указал на лежбища участник экспедиции Беринга, натуралист Штеллер (или Стеллер). В 1780 г. организовалась «Компания для эк- сплоатации пушных промыслов Берингова моря», получившая в 1788 г. монополию на них. В 1798 г. компания была переименована в «Российско-американскую К°», просущест- вовавшую до 1867 г. Все это время эксплоа- тация естественных богатств велась самым хищническим путем: били котиков, не раз- бирая возраста и качества шкуры, уничтожа- ли производителей. Следует заметить, что сама техника боя котиков необычайно про- ста: лежащее на берегу стадо отрезают от воды, загоняют на ровное место и убивают животных ударами дубины по переносью. С 1871 г. на 20 лет монополию получили американские концессионеры, которые нала- дили было правильное хозяйство, но, так как царское правительство не собиралось во- зобновить договор с ними, последние годы снова пошло хищничество. С 1891 г. по 1901 монополия принадлежала «Русскому товари- ществу котиковых промыслов», а с 1901 — «"Камчатскому торгово-промышленному об- ществу». " Весьма высокие цены котикового меха не- избежно порождали усиленное браконьерст- во. В иных случаях оно даже поощрялось в государственном масштабе. Так, в 1897 г. в Японии вышел закон, награждавший день- гами за морской промысел котика — самый хищнический вид добычи, фактически сов- падающий с наглым разбоем. Темпы эксплоатации котикового стада (не- смотря на жесточайшие мероприятия против- браконьерства: конфискация груза и судна, а за браконьерство под видом русского во- енного корабля еще и каторжные работы) лучше всего покажут цифры: примерная чис- ленность командорского стада котиков а 1868 г. — 1300000 голов, к началу XX в. - - 60000 голов. В результате этого в 1892 г. между САСШ и Англией (Канадой) была заключена конвенция, запрещавшая морской бой котика в восточной части Берингова мо- ря, и вся масса «наглых воров» — браконье- ров хлынула на запад, в русские воды, где еще в предыдущем 1891 г. хозяйничало бо- лее десятка котик-обоев. Конвенция (нару- шенная, понятно, в годы войны и интервен- ции), охватывающая все заинтересованные стороны, была подписана лишь в декабре 1911 г. в Вашингтоне Россией, Англией (Ка- надой), Японией и САСШ. В 1922 г. советс- кое правительство подтвердило обязатель- ность конвенции для себя. С приходом советской власти на Коман- дорские острова там ставится комплексное хозяйство. В частности, эксплоатация коти- ковых стад ведется так, что поголовье рас- тет —• убивается не более 65 проц. трехле- ток, .с расчетом сохранить соотношение меж- ду самцами и самками 1 : 30 и т. д. • Действующие лица Киплинга — те бра- коньеры, «наглые воры», чья «работа» и выз- вала к жизни обе названные конвенции. Ав- тор никак не осуждает своих героев: ведь браконьерство происходит в чужих русских водах. Киплинг даже воспевает «наглых во- ров», выдавая грабеж за подвиг. Это немуд- рено. Киплинг — профессиональный певец империализма, открыто вставший на службу ему, поставивший себе задачей романтиза- цию именно того, что отвратительно в им- периализме: его алчность, слепую, тупую уз- ость, хищническую, разбойничью погоню за наживой, его ограниченное, звериное чуже- едство и т. п. Здесь не место анализировать творчество Киплинга. Достаточно отметить две цент- ральные черты его. Во-первых, все творчест- во Киплинга, по замыслу и цели, агитацион- но. Второе: что агитация эта конкретна, что действие и место действия автору известны досконально (все действие «сказа» можно проследить по географической карте), что, наконец, художественное произведение без всякой натяжки может быть использовано
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2