Сибирские огни, 1933, № 7-8
Африке. Водоемы озера Чан и реки Голу- бой Нил содержат в себе богатейшие к тому возможности. Но вокруг строитель- ства плотины на озере Чан происходит по- ножовщина конкурентной борьбы между САСШ и Англией. Тов. Бухарин в докладе «Основы планирования научно-исследова- тельской работы» на I всесоюзной конфе- ренции приводил дальнейшие интересные факты: «По Эмерсону в САСШ нельзя построить рациональной сети железных дорог: этому мешает бешеная конкуренция частных же- лезнодорожных компаний. Та же судьба, повидимому, ожидает идею сверхмощных э л е к т р о п е р е д а ч . В Англии, даже по признанию буржуазных инженеров, электри- фикация страны натыкается на «уделы» и «приходы» (т. е. на поземельную частную собственность в первую очередь). В стране наиболее мощной продукции электроэнер- гии, в САСШ, задерживаются самые круп- ные электростройки: не реализуется проект грандиозных работ на реке ев. Лаврентия; то же с плотиной и электростанцией на реке Колорадо; то же на реке Тенесси» 27 . Эта же мрачная тенденция сказывается и в деле применения различных технических изобретений. Ценнейший способ перегон- ки нефти из угля путем гидрогенизации по патенту Бергиуса скуплен американской фирмой «Стандарт Ойль». И положен под сукно. Патент Хейлунда, нашедшего элек- трический способ обработки простого гли- нозема для получения алюминия, скуплен немецким алюминиевым трестом, и приме- нение его задерживается. 20 лет как изобре- тен новый тип электрической лампочки—со светящимся газом. Но монопольные элек- тротехнические концерны хотят получить всю возможную прибыль из патента на бо- лее старый тип лампочки накаливания. И 20 лет лежит без движения чудесная светя- щаяся лампа без волосков. Подобных фак- тов искусственного торможения сверкающе- го колеса технического прогресса можно найти сколько угодно. Бунт против идео- логии и практики технического прогресса теперь, в условиях жесточайшего экономи- ческого кризиса капитализма, доходит до прямого разрушения машин. Характерней- шим примером деятельности современных убийц механизмов является последнее до- стижение Форда — одного из прославлен- ных Зигфридов капиталистической машин- ной культуры. В его цехах, в Дирборне, по последнему слову техники оборудована установка для... уничтожения автомобилей. Ее подлая производительность чрезвычайно мощна. Каждый день она обрывает жизнь 1000 машин. Тысяча машин, прекрасно работаю- щих, выпущенных обычно только год назад, ежедневно варварски убивается. Была ско- тобойня. Прибавилась бойня машин. Снимаются наиболее ценные части. Авто на своих колесах в'езжают в пасть гигант- ского гидравлического пресса и сжимаются под смертельным давлением в 360 тона Сверкающая машина превращается в обес- кровленный пакет «скрапа». Стандартный вес и об'ем — хладнокровно-педантическои точности. Пресс управляется только_ одним человеком из отдаленной контрольной стан- ции Последнее слово фордизма! 1 олько один человек, 360 тонн смерти и дневная производительность в 1000 Уничтоженных машин. Да здравствует немеркнущий гении Форда! «Айрон Эйдж» пишет: «Идеалом промышленности является унич- тожать один авто на каждый новый, выпу- скаемый из производства, и программа, про- водимая Фордом, значительно продвинула промышленность на пути ее конечной цели». Пакеты скрапа, отцеженные и выжатые до-нельзя, словно голые черепа, поступают в 400-тонный качающийся мартен. Дорожки конвейеров. Полная механизация загрузки. Всяческие электрические приспособления. Точнейшая рационализация всех техниче- ских процессов. Стоимость — 500000 дол- ларов 28 . И вся эта великолепная техника обрушивается... на технику. Техника ис- требляется техникой по злой воле обречен- ного класса. Техническая культура капи- тализма торжествует в каннибальском пиру. Американский писатель Вудворт пишет, об- ясняя машиноборческое поветрие своего века: «Национальный наш бог — машины. Я знаю десятки городов, где завод высится в самом центре города, словно гигантскии языческий идол. И этот бездушный идол руководит жизнью людей...» Комментарии к этой тираде, как говорят, излишни. Маркс устанавливает: «Лишь после того, как великая социаль- ная революция овладеет достижениями бур- жуазной эпохи, мировым рынком и совре- менными производительными силами и под- чинит их общему контролю наиболее про- грессивных народов — лишь т о п а челове- ческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепа убитого» 29 . На высотах второй пятилетки в Совет- ском союзе величавой симфонией звучит пафос освоения техники. В открытии Бал- тийско-Беломорского канала. В полете пер- вых стратостатов. В стройке гиганта-элек- троледокола. В 'социалистической передел- ке заиндевелого севера и пронизанных солнцем субтропиков. В великом порыве миллионных масс, в борьбе и труде, со- здающих на основе мощной техники чи- стую, как горный водоем, формацию ком- мунизма. Бухарин, «Этюды» 1932 г., стр. 253. 28 Привожу по ст. Рубинштейна «Совре- менные разрушители машин», «Правда» от 27 апреля 1933 г. 29 Ст. «Будущие результаты британского господства , в Индии», 1853 г.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2