Сибирские огни, 1933, № 7-8

ти рациональной, не в политике, а в области иррационального, в вечных духовных и мо- ральных ценностях, в конечном счете в ре- лигии... Один источник выздоровления и об- новления: восстановление власти бога во всех областях человеческой жизни, не ис- ключая и экономики». Подчеркивание ведущей роли подсознате- льного последовательно распространяется и на искусство. Геббельс пишет: «Чем крупнее художник, тем инстинктивнее он с уверен- ностью лунатика творит произведения силь- ные и прекрасные» («Путь к третьей импе- рии», 1927, стр. 23). Лео Батиста Альберти, виднейший теоре- тик искусства до Леонардо да-Винчи, в трактате «О живописи» утверждал совсем иное: «Нельзя думать, что тот, кто не знает вполне точно, к чему он стремится, мог ког- да-либо стать хорошим живописцем. Кто не имеет цели для своей стрелы, напрасно натя- гивает лук». Над Германией теперь спустилась подлин- но Вальпургиева ночь мистического повет- рия. Совершаются глубоко-содержательные «культпоходы» в готическое подполье сред- невековья. Выпущены огромный том (855 стр.) — собрание старонемецкмх мистиков за 450 лет — и основная книга кабаллы «Зохар», излагающее релишозно-ммстичес- кое учение XIII века. По справочнику Шпер.тинга о журналах Германия за 1931 г. в отделе философии из 93 журналов - 42 мистического содержания. Философ Циглер требует: «Не следует и не должно подавлять в нас самих мистичес- кие и мифические силы первобытных вре- мен». Не эти ли загадочные «мистические и мифические силы первобытных времен» действуют в фашистских штурмовиках, ког- да они зверски избивают женщин и стари- ков в рабочих кварталах и деятелей науки в университетских квартарах? Помраченные умы находят удобные по своей простоте об'яснения трудной современности в проис- ках... чорта. Газета «Литерарише Вельт» пи- шет: «Мы все ищем чорта. Все мы стали ис- кателями чертовщины. Все мы уверены, что дьявол в одной или в тысячах своих претво- рений странствует между нами. Все то, что мы называем «кризисом доверия» — кризис медицины, кризис правосудия, кризис парла- ментаризма, кризис буржуазии — все, все это не что иное, как поиски дьявола». Такие высказывания сделали бы честь зна- менитой по своему изуверскому мракобесию книге средних веков двух инквизиторов под весьма выразительным заголовком «Молот ведьм». Таково мировоззрение средневеко- вых людей в эпоху блюмингов, полетов в стратосферу, расщепления атомного ядра, грандиозных завоеваний техники и науки. Весь мир — от хирургического операцион- ного зала и до обанкротившейся парламент- ской трибуны —- заселяется чертями и дья- волами. До каких предельных глубин дохо- дит процесс распада сознания и культуры гибнущего класса! Неудивительно, что бур- ный под'ем переживает астрология. В одном Берлине накануне 1933 г. выходило 7 -8 аст- рологических газет во втором и третьем издания и тиражей до 60.000 у каждой «Нейес ДейчЛаид», «Дер веер», «Ханус- сенс вохеншау», «Нейе флагге. Характерна уже одни заголовки. «Дер веер» («Ясновидя- щий») называет себя «немецкой астрологи- ческой газетой, стоящей вне партий и клас- сов, газетой космического будущего». Как и в средние века, эти почтенные и высокопо- , лезные органы печати составляют по состо- янию звездного неба гороскопы Гитлеру, Па- пену а другим «большим людям» современ- ной Германии. •«Рост идеалистических мистических и ре- лигиозных суеверий», — говорит программа * Коминтерна, — сигнализирует приближение исторического конца капиталистической си- стемы». На основе всей этой средневековой чер- товщины и мистики Освальд Шпенглер» идеолог германской крупной промышлен- ной буржуазии и феодальной аристократии, пессимистически свидетельствует в книге «Человек и техника»: «Распространяется усталость, некий род пацифизма в борьбе против природы... Имен- но сильные и творческие дарования от прак- тических проблем науки обращаются к. чисто спекулятивному мышлению. Оккуль- тизм и спиритизм, .индийская философия ме- тафизическая фантастика христианской или языческой окраски, которые были предметом презрения в эпоху дарвинизма, теперь снова выплывают на поверхность. Это—настроение Рима в эпоху императора Августа» 5 . Маркс писал, что бывают «исторические периоды, воспринимающие себя, как время упадка». Настроения распада, безнадежности и обре- ченное™ проыпкают все глубже в сознание буржуазной научной интеллигенции, мелко го и средного буржуа, составляя его харак- терную черту. Эпон Фридель заканчивает свою «Историю культуры нового времени» следующим эпилогом: «Как в ту переломную эпоху (в конце средневековья. Б. Ш.), так и сейчас мы ви- дим пока только, что происходит разложе- ние некоторого миросозерцания; но уже это мы видим с полной ясностью: то, что евро- пейский человек в течение пяти веков назы- вал действительностью, распадается на его- глазах, как трухлявая деревяшка». Бланк заявляет: «Обанкротилась не только философия, обанкротилась наука в целом». И отсюда выбрасывает откровенный реакционный ло- зунг: « Н а з а д к в а р в а р с т в у » . Даже фашизированная газета «Берлинер тагеблатт» вынуждена признать: «Книга германской науки, на первой стра- нице которой блещет Вильгельм фон-Гум- больд, а последние листы несут имена Гар- нака, Беккера, Планка и Габера, окончатель- но закрыта». Так завершается кривая-- исторического бытия капиталистического класса, ее созна- ния, ее духовной культуры. Буржуазия на- чала свое историческое существование ь. * См. ст. АсмуС «Философия фашизирую и'.Р'^ся Германии». «Сорена» Кя 5, 6, 7 за 1932 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2