Сибирские огни, 1933, № 7-8
проводит свою работу Бенедикт Спиноза. Наперекор мертвому религиозному догма- тизму, гаагский отшельник в просторах ноч- ных раздумий выдвигает свою систему ме- тафизического материализма, охваченную тугими обручами теорем, королларий, схо- лий. В «Этике» Спиноза усматривает ра- дость жизни в обогащения человеческого V' интеллекта: «самое полезное в жизни — совершен- ствовать св<|р познание или разум, и в этом одном состоит высшее счастье или бла- женство человека». « « . . . нет разумной жизни без познания,. и вещи хороши лишь постольку, поскольку они способствуют человеку наслаждаться духовной жизнью, состоящей в познании». 4 4 Славное 3geno передовых мыслителей, ученых, художников и писателей в эпоху мощного под'ема буржуазии идет вперед. Идет смелым шагом путников больших пе- реходов, отбивая удары схоластов. Оно дружно слагает ликующие утренние гимны в честь науки. Кампанелла. Эразм Ротердам- ский. Леонардо да-Винчи. Джордано Бруно. Галилей. Френсис Бэкон. Спиноза. Многие другие. А теперь, взбесившаяся под бича- ми небывалого экономического кризиса, пе- ред лицом растущей революционной актив- ности рабочего класса, в обстановке сорев- нования двух систем — социализма и капи- тализма, идущая ко дну буржуазия выступа- ет против интеллекта, против ясного мыш- ления, против научного знания, против мар- ксизма. С графической резкостью эти реак- ционные настроения и действия разверну- лись в современной фашистской Германии. В 1929 г. Ибсиф Геббельс, этот средневе- ковый гном, фашистский Демосфен, высту- пил на литературной улице с романом «Ми- хаэль, .судьба одного немца». Плохонькое литературное произведение содержит ряд афоризмов, ярко вскрывающих глубоко-ре- акционное отноше'ние немецкого фашизма к интеллекту, к духовной культуре, к нау- ке и книге. «Интеллект отравил наш народ». «Все духовное мне опостылело. Меня тошнит от каждого печатного слова». «Что же я, собственно, изучаю? Все и ни- чего. Я слишком ленив и, думаю, слишком глуп для изучения специальных наук». — Искренно сказано! И это —не отдельное высказывание. Это — система. Сподвижник Геббельса — Вольфанг Хульч в статье, помещенной 20 октября 1932 г. а органе Гитлера «Фолькишер беобахтер», так выражает «слово и дело» фашизма по отношению к начному знанию и к марксизму: «Вера — ппотив зиянья, представление — против познания, кровь <и земля — против интеллекта и диалектики». И далее. «Рабочий должен сбросить оковы <!!—Б. Ш.). которые наложило на него вре- мя распада ( ! !—Б. Ш.), идеология марксиз- ма. Марксизм — это наука, это интеллект » диалектика, это произведение еврейского духа. Рабочий не должен иметь ничего об- щего с подобными взглядами». ^Спиноза «Этика», стр. 190 по изд. 1932 г. В этой классово-оголтелой тираде харак- терно вынужденное признание марксизма наукой. Поскольку же научная система марк- сизма предрекает неотвратную гибель капи- тализму и торжество социализма, поскольку на ее основах в СССР развертывается ус- пешная стройка страшных большевистских пятилеток, постольку и выбрасывается ло- зунг: «Долой науку, марксистскую диалек- тику, пытливый разум» — «Да здравствует вера в бога и слепое религиозное отноше- ние к миру». Очень популярный представитель «эконо- мической философии» Артур Зальц утверж- дает: «Даже наиболее рационалистические фи- лософы хозяйства и социальной жизни вы- нуждены искать об'яснения в иррациональ- ном, когда речь идет о том, чтобы опреде- лить подлинный фундамент и стропила об- щественного бытия» («Махт унд Виртшафт гезетц»). Присяжный «теоретик» национал - фашиз- ма, бывший ревельский мещанин бывшей Российской империи и белогвардейский эми- грант Альфред Р-озенберг написал . книгу «Миф XX века». Этот «труд», полный бре- довых, лженаучных и выспренных построе- ний, является вторым после книги Гитлера «Моя борьба» евангелием нацисов. В ней автор делает попытку иррационального оп ределения «фундамента» и «стропил» обще- ственной жизни- современной Германии. Ими является, видите ли, «создание и развитие некоего мистического синтеза, некоего ду- ховного творческого акта, который не под- дается из'ясн-ению ни путем логических умо- заключений, ни путем сопоставления причи- ны и следствия». Эта «путевка в жизнь», оказывается, поз- воляет безошибочно ориентироваться не только в житиях боговдохновенных святых и бесноватых старого доброго средневе ковья, но и в сложном экономическом и по- литическом переплете современной Герма- нии. Неудивительно, что люди -с подобным «светлым разумом» придают особый стиль^стиль гоголевских Поприщиных вне- шней политике одного из крупнейших го- сударств «цивилизованного» капиталистиче- ского мира! Вот другое характерное место из занима- тельной книги Розенберга: «С нас по горло хватит нервозной суеты последних десятилетий. Мы с ненавистью смотрим на неслыханное техническое расто- чительство всего того, что до сих пор вели- чает себя искусством. Чутье говорило нам, что эпоха интеллектуализм^, как явления, претендовавшего на культурную значимость, лежит на смертном одре. Поворот от тео- ретического материализма в науке и искус- стве можно -считать внутренне завершенным; маятник качнулся уже обратно (теософия, оккультизм)». Теоретику партии Гитлера вторит руково- дитель рейнской окружной организации фа- шистов барон фон-Люнинк. «Глубочайший корень обновления, о кото- ром вообще можно думать, — обновления общества, государства и экономики, — ле- жит не в области хозяйственной, не в облас-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2