Сибирские огни, 1933, № 7-8

зговли и для перехода ремесла в мануфакту- ру, явившуюся в свою очередь исходным пунктом современной крупной промышлен- ности» 2 . Характерными чертами старого феодаль- ного миросозерцания и старой средневеко- вой культуры являлись непререкаемый авто- ритет священного писания, мертвящий гнет религиозных догм, «Аристотель с тонзурой» {Герцен), начетническое пустословие, пре- небрежение опытом и изучением природы, косность мысли, узость кругозора. В проти- воположность феодально-церковному миро- воззрению и культуре молодая буржуазия устами своих идеологических застрельщиков дерзко и буйно устверждала ясное, науч- ное, основанное на эксперименте и при- стальном изучении действительности, мышле- ние и культуру. Для всех передовых выра- зителей e-e классовых чаяний особенно по- казательной является страстная целеустрем- ленная жажда и высокая оценка научного знания. Знаменитый немецкий гуманист Уяь- рих Фон-Гуттен в письме к другому гума- нисту Пиркг-еймару пишет: О столетие! На- уки расцветают, умы пробуждаются, радо- стно жить на свете!». Автор утопии «Государство солнца», 27 лет просидевший в расплавленной духоте свин- цовой кам-еры 50 тюрем, Томас Кампан-ел- ла восклицает в сонете: «Вое книги мира, вместе взятые, не мог- ли бы утолить глубокой жажды знаний. Сколько книг я уже проглотил! А между тем я умираю от недостатка научной пи» ы,и!». «Изучение вселенной является для меня более существенной духовной пищей — и чем больше я ее изучаю, тем больше обост- ряется моя жажда знаний». «Я — колокол, возвещающий новую за- рю!» — говорит Кампанелла в другом мес- те. Светлый и многогранный, как кристалл горного хрусталя, гений Леонардо да-Винчм •особенно мощно выражает пытливый науч- но-опытный ду:^ Возрождения. С неразлуч- ной записной книжкой у пояса в проница- тельном одиночестве он наблюдал за поле- том птиц, ритмическим прибоем морской волны, бегом лошади, прихотливыми фор- мами- насекомых, фиалками и дикими роза- ми в переходах света-и теней. Множеством беглых рисунков, кропотливых вычислений и сжатых записей покрыл он 120 тетрадей удивительного дневника, обращенного че- рез века к дальнему читателю. «Вся философия начертана в этой гранди- озной книге, которая постоянно стоит рас- крытой перед нашими взорами (я говорило мироздании); но для того, чтобы понять ее, надо предварительно изучить ее язык и письмена. Она написана на языке математи- ки, и ее письмена — треугольники, окруж- ности и другие геометрические фигуры, без знакомства с которыми невозможно понять ни одного слова; без них можно только бесцельно бродить в темном лабиринте». Научно-опытный подход к явлениям при- роды Леонардо распространяет и на изобра- зительное искусство. Живопись, согласно его взглядам, — тоже наука. «Если ты отнесешься презрительнЬ к жи- вопиои, которая одна только воспроизводит все видимые создания, то ты этим самым презришь тончайшее изобретение, которое с философским проникновением изучает свойства форм: моря, пейзажей, растений, животных, трав и цветов, когда они окру- жены тенью или светом. Это поистине на- ука и законная дочь природы, ибо живопись родилась от самой природы...» Антонио ФавЩ>а в своей лекции «Леонар- до в истории опытных наук», прочитанной весною 1906 г. во Флоренции, говорил о многостороннем круге научных интересов и занятий гениального создателя «Джио- конды», «Св. Анны» и «Тайной вечери». «В этих рукописях и в бесчисленных за- метках, записанных на отдельных листках и клочках бумаги, затрагиваются и разраба- тываются самые разнообразнейшие отрасли знания; если мы возьмем только те из них, которые относятся к наукам в тесном смыс- ле, то увидим, что этот дивный ум занимал- ся и анатомией, и зоологией, и ботаникой, и геологией, и палеонтологией, и химией, и астрономией, и географией, включая и физическую географию, и космографией, и топографией; в различных отраслях мате- матики, как чистой, так и прикладной, осо- бенно лее в перспективе, в механике, в гид равлике, в океанографии, а также в различ- ных отраслях гражданского и военного строительства и в баллистике он был вер- ховным авторитетом; в области физико-ма- тематических и естественных наук нет на одного уголка, в котором он не произвел бы самостоятельных изысканий и в котором он не -оказался бы предтечей будущих ус- пехов; его равно занимали как арифметика, так и гидростатика, как оптика, так и акус- тика, как магнетизм, так и териология.» («Флорентийские чтения», ст. 164, Изд. Ма- евского, Москва, 1914 г.). Фигура «всестороннего мастера для поз- нания природы и подражания -ей» встает на давно пройденных буржуазией путях мощного культурного восхождения, как горная вершина в мерцающих далях. В Англии виднейшим предета вителем это- го глубокого научного и экспериментально- го духа Возрождения явился Френсис Бэ- кон. «Истинным родоначальником англий- ского материализма и вообще опытных на- ук новейшего времени был Бэкон» (Маркс)®. Он выдвинул задачу очищения человеческо- го мышления от ложных заблуждений и предрассудков (4 основных «идола»), под- черкнул -важность правильного научно- опытного метода исследования и сделал по- пытку классификации отдельных наук. В той же Англии, жил и работал Шекспир. Его замечательные художественные полот- на, галлерея ярчайших персонажей, кото- рую он показал в своих пьесах, проникну- ты огромным знанием психологии человека во всем богатстве и сложности ее вибраций. В «образцовой капиталистической стране XVH века» (Маркс) — в Голландии — 2 Энгельс «Диалектика природы». 3 .Святое семейство", т. III, ст. 157. tiSh

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2