Сибирские огни, 1933, № 7-8
раций по нему наметились твердые перспек- тивы. В этой связи, по представлению Нар- жомвнешторга и Сибкрайисполкома, союзным правительством было решено перейти от эпизодических, ежегодно, для каждого от- дельного случая разрешавшихся специаль- ным правительственным актом Карских экс- педиций, к планомерной эксплоатации пути, с созданием в тяготеющих к нему районах производственных предприятий экспортного значения. Сибирское лесоэкспортное дело получило мощный толчок к дальнейшему своему раз- витию. Не имевший ранее «юридического лица» и торговых и промышленных функций Ко- митет Северного морского пути постановле- нием СТО от 15 июня 1928 г. был реоргани- зован в Северо-сибирское государственное акционерное общество транспорта и промы- шленности — К о м б и н а т С е в е р н о г о м о р с к о г о п у т и , подведомственный На - родному комиссариату внешней торговли- СССР. В задачу комбината было поставле- но уже не только продолжение работ Коми- тета СМП по эксплоатации водного пути в Евоопу, но и промышленное освоение Ураль- ско-сибирского севера и развитие, вывоза Северным морским путем тех видов продук- ции сибирского народного хозяйства, «ко- торые -не имеют иных выходов на внешние рынки или удорожаются при вывозе по дру- гим направлениям». Как товар именно этого рода, -естественно, первоочередное значение получил сибирский лес. Утвержденным правительством 15 июня 1928 г. при создании Северо-еибирского ак- ционерного общества первым планом работ была предусмотрена постройка на Енисей- ском -севере лесопильных заводов исключи- тельно для экспортной работы. Облегчило задачу открытие и (исследова- ние в 1927-28 гг. капитаном Д. Ф. О ч е - р е т ь к о и инж. Л. И. С м и р н о в ы Mi ис- ключительного по своим качествам природ- ного перегрузочного морского порта на Енисее — Игарской гавани, и одним из вых и важнейших мероприятий Комоеверо- пути по освоению Туруханского севера была постройка в этом пункте в 1929-31 гг. трех лесопильных заводов. Сооружение этих предприятий сделало ак- тивным леооэкспортным фондом всё доселе неэксплоатировавшиеся и гибнувшие на кор- ню лесные массивы, расположенные по бере- гам Енисея и его притоков в огромной по- л-осе от Игарки к югу до Сибирской желез- нодорожной магистрали. Центр тяжести производства экспортной лееопродукции на Енисее с пуском в действие Игарского ле- сокомбината переместился из Красноярского района нц крайний север края. * Основным видом лесного экспорта Сиби- ри настоящего времени является сосновый пиломатериал. В небольшой доле участво- вали в в ы в о зе к е дро вый брус и пиломате- риалы из лиственницы и ели. В экспорте 1929-30 гг. заняли значитель- ное место капбалка, блоковые бревна, сли- пера, полуслипера и шпалы. Но устойчи- вым -в сибирском экспорте этот слишком де- шевый товар быть не мог, вследствие спе- цифической высоты фрахтовых и страхо- вых расходов на Северном морском пути, усугубленной, вызванным массой этих гру- зов нарушением экономически целесообраз- ного тоннажного и ценностного соотношения между экспортом и импортом Карской. Им- портное направление оказалось освобожден- ным более коммерчески допустимых норм. Повышенных же расходов эти -сортименты выдержать не могли, и с 1932 г. вывоз их прекращен. Наибольший удельный вес в лесном экс- порте Карской до настоящего времени имел Восточно-сибирский край. На втором месте стоит Западная -Сибирь и на третьем — Урал. Последний экспортировал пока толь- ко блоковые бревна из Сургутского района. За истекшее десятилетие вывоз леса из Сибири через устья pp. Оби и Енисея ха- рактеризуется следующими цифрами (см. стр. 167). Качественно вывозимый из Сибири лес весьма высок. После появления на европейском рынке первой партии енисейских пиломатериалов в 1924 г. лесная контора Аркос'а, реализовав- шая товар, давая отзыв о нем, писала, что качество его признано «чрезвычайно высо- ким: древесина очень мелкослойная, почти беесучная и по сравнению с беломорским товаром выделяется очень хорошо; общее впечатление (покупателей) прекрасное». В 1927 г., после вывоза из Сибири пробной партии обского леса, Аркос констатировал, что «качество обского леса по чистослойни- сти, крепости доски, рудости, безусловно, лучше енисейского», говоря далее в своем отзыве, что -енисейская партия, в свою оче- редь, много выше по качесту обычного бе- ломорского леса. Отзывы неизменно такого рода поступа- ют из-за границы ежегодно. В прошлом го- ду ч Ло н д о н с к ое Russ ian W od Agency Ziiiiited сообщило, что «по общему отзыву, товар оказался хорошего ка- чества и прекрасного состояния, он на- ходит применение для высококачественных столярных работ». Сопоставление этих деловых отзывов с приведенной выше характеристикой качества сибирского леса, данной 25 лет тому назад царским министерством финансов, не требует комментариев. Суровость сибирско- ' го климата и медленный рост деревьев, ко- торых так опасалось «его превосходитель- ство», после революции оказали стране боль- шую услугу. Обработка поставляемых на рынок партий лесного товара и состояние его после пере- возки и перегрузок оцениваются «клеймса- ми» —- штрафными удержаниями в пользу покупателя за дефекты поставок. Лес, вы- возимый Карской экспедицией а течение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2