Сибирские огни, 1933, № 7-8
2. ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ. БЕЗ КОНЦЕССИО- НЕРА. Десятилетие, последовавшее за упрочени- ем в Сибири власти советов, явилось перио- дом разрешения одной из важнейших си- бирских географических и экономических проблем — временем прочного техническо- хозяйственяого овладения мрррким путем, считавшимся ранее ненадежным," не всякий год доступным для торгового мореплавания, опасным, а вследствие этого, учень доро- гим —- Севеоным морским путем к устьям Оби и Енисея. Для решения задачи превращения пути че- рез Карское море в артерию нормальной экономической связи Сибири с Европой ь 1920 г. была с о з д а в при Сибирском рево- люционном комитете специальная организа- ция — К о м и т е т с е в е р н о г о мор- с к о г о п у т и . В ведении этого, первоначально между- ведомственного, органа были объединены транспортные и исследовательские функции, что вместе с наличием конкретной хозяй- ственной задачи и применением во всей деятельности учреждения метода комплекса, обеспечивающего (единую целеустремлен- ность научной и хозяйственной работы, необ- ходимую оперативную гибкость, подчинение планов научных изысканий интересам как ближайших частных, так и перспективных общих хозяйственных задач и немедленное использование для . практических целей ре- зультатов исследовательских работ, — дало % возможность быстро и уверенно поставить дело. После трехлетней работы над параллель- ным разрешением технических и коммерче- ских задач, комитет СМП, опытом трех по- следовательно проведенных операций по грузоперевозкам от сибирских центров до западно-европейских портов, получившим широкую известность под названием Кар- ских экспедиций, успешно доказавший их техническую осуществимость и коммерче- скую целесообразность, был передан в 1923 г. в ведение Народного комиссариата внешней торговли СССР. Вследствие непомерной высоты страховых ставок и дороговизны фрахтов, экспорт леса из Сибири в первые годы работы по Северному морскому пути был коммерчески немыслим, но уже в 1924 г. Карская экспе- диция достигла такой уверенности в еже- годной технической осуществимости торго- вых сообщений через Карское море и такой степени удешевления перевозок, что с этого года стало реально возможным начать экс- плоатацжо сибирских 4 лесных массивов во внешнеторговых целях и организовать си- стематический вывоз лесоматериалов за гра- ницу. Небезынтересно отметить, что выдвинутый комитетом СМП и энергично поддержанный Сибревкомом в лице Р. И. Э й х е вопрос о своевременности начала лесоэкспортных опе- раций и з Сибири был встречен торгующими организациями с крайним пессимизмом. Ком- мерческий мир и Сибири, и Москвы едино- душно отказался финансировать операцию, считая ее экономически обреченной на вер- ную неудачу. Комитет СМП, не имевший торговых функций, самостоятельно высту- пить на рынок не мог. Только личное вме- шательство в дело покойного наркома внеш- ней торговли Л. Б. К р а с и н а спасло поло- жение. В результате первый советский опыт экс- порта сибирского леса состоялся в 1924 г. в виде вывоза Северным морским путем пи- лопродукции красноярских лесопильных за- водов в количестве 757 стандартов. Успех появления сибирской сосны на лондонском рынке дал редкий случай оправ- дания ожиданий крайних оптимистов. Ка- чество древесины было признано внеконку- рентным, и партия была продана по сред- ней цене за стандарт значительно выше средней цены стандаота беломорского, швед- ского и канадского леса. Нужно отметить, что, вопреки широко распространенному мнению, эта, сделавшая имя сибирскому лесу, партия совсем не была составлена ис- ключительно из первого сорта, «сливок» и пр. Отправка по сортности была ском- плектована так: первого сорта — 4,3 проц., второго сорта — 17,3 проц., третьего сор-, та —• 49,2 проц. и четвертого сорта — 29,2 проц., т. е. много ниже, чем сортность, ус- тановленная практикой последующих лет. Перед сибирским лесным экспортом от- крылись широкие перспективы. С этого момента кривая роста лесоэкс- портных операций Северным морским путем быстро и неуклонно поднимается, и останов- ка этого роста лежит, вероятно, за преде- лами нескольких пятилетий. В общем вывозе Карской лес быстро за- нял доминирующее положение, а за послед- ние годы вытеснил из плана Карской все ос- тальные экспортные статьи и представляет теперь единственный вид экспорта через устье рек Оби и Енисея, если не считать незначительных по ценности и количеству партий консервов и пушнины. С 1924 по 1926 г. включительно лес в виде пилопродукции Красноярских, Канекого, Тайшетского, Зиминского, а после восстано- вления сожженного в годы гражданской войны, также и Маклайовского лесозаводов, вывозился только через устье Енисея. В 1927 г. с пуском в действие Могочинского завода нашли выход на рынок лесные бо- гатства Обского севера. В связи с ростом операций и наметивши- мися перспективами, уже в 1926 г. Усть- Енксейский порт перестал отвечать потреб- ностям лесного экспорта. Комитетом Се- верного морского пути были предприняты исследования в целях поисков действитель- но наиболее целесообразного стыка морской и речной частей транспортных операций на Енисее и более удобной для перегрузочных работ гавани. К 1928 г. период систематических опытов использования Северного морского пути к устьям pp. Оби и Енисея был закончен — путь был достаточно освоен как со Стороны техники использова ия, так и коммерчески, и для дальнейшего развития торговых one-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2