Сибирские огни, 1933, № 7-8
лиона бревен и ежегодную заготовку ста тысяч кубосажен дров для переработки в древесную массу на заводе, который намере- вался построить на туруханском севере. Предоставление этой концессии Зотову лесным департаментом было поставлено в зависимость от результатов исследования, при чем Зотов приглашался принять уча- стие в расходах по обследованию. От уча- стия в этих расходах Зотов уклонился, и за- думанное им предприятие не нашло осуще- ствления. В 1908 г. объединение крупных европей- ских, главным образом, английских капита- листов (Лондонский синдикат) в поисках но- вых точек приложения капитала предприня- ло обследование экспортных возможностей Сибири, Израсходовав на это по тому време- ни весьма значительную сумму в 150 тыс. руб- лей. В числе важнейших об'ектов вывоза было уделено внимание и лесу. Исследо- вание вопроса с точки зрения транспорта Се- верным морским путем было поручено вестному полярному капитану норвежского флота Скотт-Ган-сену. Последний, в резуль- тате личной поездки в Сибирь, дал своим доверителям в 1909 г. обстоятельный доклад по технике транспорта через устье Енисея, сопровожденный консультационной запиской проф. Ф. Нансена 1 . К этому периоду относится интересный документ, в виде доклада министра финан- сов царского правительства Коковцева пред- седателю совета министров Столыпину по поводу ходатайства думской фракции сиби- ряков о разрешении плаваний Северным морским путем и установлении таможенных льгот для этого пути, в видах перспектив вывоза леса (1908 г.). Проваливая проект сибиряков и сообщая с полной категоричностью, что запасы то- варного леса в Сибири столь незначитель- ны, что каких бы то ни было перспектив про- мышленного его использования нет, Коков- цев относительно качества сибирской дре- весины писал так: «Тот ли это лес, который может выдержать конкуренцию, не говоря уже канадского или скандинавского леса, но даже леса хотя бы Архангельской гу- бернии»... «Деревья сибирской тайпи растут очень медленно и в редких случаях дости- гают значительной толщины»... «Крайности температур и влажности, вообще резкие климатические годовые перемены, столь свойственные всем странам с континенталь- ным климатом, а -стало быть и Сибири, гу- бительно отзываются на росте деревьев, от сильных морозов древесина их разрывается». В результате таких «соображений» вывод доклада был следующий: «В виду таких фактов министерство финансов не решается возлагать надежд на экспорт леса за гра- ницу и могущие произойти от сего -выгоды для Сибири» 2 .' Естественно, что проект си- биряков был отклонен. 1 Литограф, экземпляр перевода доклада Скотт-Гансена хранится в архивах «Комое- в-ерпути» (теперь ГУСМП). 2 Копия этого любопытного документа, да- тированного 10 июля 1908 г., хранится в ар- Надвигавшаяся европейская война вынуди- ла царское правительство пойти на уступки в вопросе о Северном морском пути. В 1912 г. в Ленинграде образовалось Но р- в е ж с к о е а к ц и о н е р н о е о б щ е с т в о с преобладающим участием иностранного ка- питала, ставившее целью экспортно-импорт- ную торговлю: Сибирь—Западная Европа— Америка через устья рек Оби и Енисея. Упоминавшийся Лондонский синдикат пере- дал этому обществу добытый материал, иму- щество и права 3 . Организовав в 1913 г. успешную экспеди- цию через Карское море и устье Енисея на пароходе «Коррект», данные которой по- служили материалом для известной книги лично участвовавшего в плавании Фр. Н а н с е н а «В с т р а н у б у д щ е г о», об- щество в следующем 1914 г. произвело пер- вый удачный опыт вывоза леса из Сибири. Экспортировано было 4800 кедровых, со- сновых и лиственничных -брусьев и бревен общей мессой около 800 стандартов (4330 куб. м). На следующий год было приступле- но к заготовке, главным образом, в Ярцев- ском районе уже 10000 Только кедровых бревен. В 1916 г. на государственные средства бы- ло преступлено к сооружению (в весьма по- спешно, экономически и технически крайне неудачно выбранном районе и пункте) в протоке у острова Пашкова так называемого У с т ь - i E ни-с е й с к о г о п о р т а , а на средства концессионеров несколько южнее Енисейска был начат постройкой и в марте 1917 г. пущен в ход М а к л а к о в с к и й трехрамный лесопильный завод. Очень умело был использован удобный момент, наступивший с Февральской рево- люцией. Общество реконструировалось, круп- но увеличило капиталы. Проектировалась постройка еще нескольких лесопильных за- водов, бумажных и целлюлозных фабрик (я пр. Контрольный пакет акций Енисей- ского речного пароходства оказался в руках концессионеров. Это наступление на ^Сибирь иностранного •капитала и захват им сибирских лесных бо- гатств были прекращены Октябрьской рево- люцией. хивах «Комсеверпути» (папка исторических документов, собранных инж. Вихман). 3 К периоду, непосредственно предшество- вавшему европейской войне, относится сле- дующий анекдотический случай. В начале десятых годов из Сибири был экспортиро- ван в деревянных еловых ящиках продо- вольственный груз невысокой ценности, про- данный в Германию. Через несколько месяцев после отправки в Сибирь по заданию одной из крупных гер- манских фирм (если не изменяет память — «Юлий Генрих Циммерман») приехала це- лая комиссия, с профессором во главе и ин- женерами в ее составе, устанавливать, где был заготовлен материал для тары, оказав- шийся высокоценным «резонансом» (матери- , ал для дорогих музыкальных инструмен- тов).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2